"Индекс национальной безопасности" - постоянное и долгосрочное исследование, которое проводится израильским Институтом исследований в сфере безопасности (INSS) при Тель-Авивском университете. Индекс отражает динамику мнений и страхов израильтян, их восприятие внешних и внутренних угроз. Сведения для последнего индекса его авторы Ципи Исраэли и Рут Пинес собирали в 2019 году, но пандемия коронавируса и "Соглашения Авраама" не отрицают и не меняют полученных ими выводов о том, каким израильтяне видят Израиль - и каким хотели бы его видеть.
Для половины опрошенных (51 процент) самое важное сегодня - сохранить Израиль "государством с еврейским большинством". В 1988 году только 33 процента опрошенных называли эту задачу первостепенной; тогда демографическая проблема, способная возникнуть в результате создания "одного государство для двух народов, не стояла на повестке дня.
15 процентов израильтян считают, что первым делом нужно сохранить мир (в 1988-м таких было вдвое больше), или сохранить "Неделимую Эрец Исраэль" - тоже 15 процентов. Первоочередную важность сохранить Израиль демократическим государством отметили 19 процентов опрошенных.
В целом в обществе сохраняется представление о еврейском народе, как об уникальном и живущем на осадном положении. Утверждение "Евреи - избранный народ" поддерживают 60.2 процента респондентов; каждый второй (49 процентов) убежден, что "весь мир против нас". "Мы можем полагаться только на себя" - заявляют 82 процента участников исследования.
Израильская общественность никогда за всю историю страны не была довольна тем, что в ней творится. Равно как и в ближневосточном регионе. "Государство Израиль - это вилла в джунглях", согласились 66 процентов опрошенных. "Израильская демократия в опасности" - мнение 55 процентов.
64 процента респондентов полагают, что "нам придется воевать вечно". Откуда же сегодня, по их мнению, исходит основная угроза?
• Север (Ливан и Сирия) — 32 процента;
• Ядерный Иран — 26 процентов
• Палестинцы -14 процентов.
• ХАМАС - 12 процентов
При этом государство успешно справляться с наиболее важными вызовами в сфере безопасности - так считают от 73 до 81 процентов граждан. Несколько ниже оценены попытки правительства сгладить межсекторальные противоречия (72 процента), а в способность искоренить коррупцию в органах власти верят только 62 процента.
Читайте также
70 процентов опрошенных готовы поддержать вторжение армии в Сирию - хотя только 58 процентов считают, что израильский тыл находится в состоянии высокой готовности. О самих себе люди отзываются еще хуже: 69 процентов считают, что они и их семьи никак не подготовлены к войне, или подготовлены очень слабо.
Общественный настрой остается достаточно милитаристским: 84 процента разделяют лозунг "Убей первым, чтоб не убили тебя"; 61 процент согласны с мнением, что "арабы понимают только силу". 62 процента полагают, что "У нас нет партнеров для мира".
Поддержка решения "два государства для двух народов" последовательно снижалась с 2006 года - до нынешних 55 процентов. Столько же людей выступают за аннексию Западного берега, в различных вариантах.
Отношение к арабским гражданам Израиля показало, что еврейская общественность по-прежнему неоднозначно относится к арабскому меньшинству. На уровне восприятия отношение значительной части еврейской общественности к арабскому меньшинству остается негативным.
51 процент опрошенных относятся к арабским гражданам с уважением, но проявляя подозрительность, а каждый четвертый видит в них потенциальную опасность. Только 21 процент опрошенных полагают, что они - такие же граждане Израиля, как и остальные. Это отражается и в ответах на вопрос о том, надо ли инвестировать средства в развитие израильских арабов: треть опрошенных полагает, что этого делать не следует, и столько же (34 процента) — что нужно, в той же мере, что и в еврейском секторе.
Традиционно высоким остается отношение к армии и спецслужбам:
• ЦАХАЛ - 93 процента
• Моссад - 86 процентов,
• ШАБАК - 80 процентов
• Полиция - 53 процента
Исследование носит академический характер - но, несомненно, полезно политикам, как для принятия решений в сфере государственного строительства, так и для выработки стратегии по привлечению электората. Сейчас, перед новыми выборами, это может быть особо актуально.