Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Израиль между Трампом и Байденом

В какой-то степени израильскому премьер-министру будет даже спокойнее - ненужная ему "сделка века" уйдет с повестки дня вместе с Дональдом Трампом.

11.12.2020
Источник:РСМД
Фото: Getty Images / Mario Tama

Победа на президентских выборах в США кандидата-демократа Джо Байдена стала неприятным сюрпризом для премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу и возглавляемого им правого сионистского лагеря. Несмотря на традиционно тесные на протяжении десятилетий американо-израильские связи, до сих пор ни одна администрация в Белом доме так не совпадала во взглядах и интересах с руководством Израиля, как команда Дональда Трампа.

За время президентства Д. Трампа Вашингтон впервые отказался от решения ближневосточного конфликта на основе резолюций СБ ООН, предложив рассмотреть другие варианты. В частности, признать существующую на земле реальность, т.е. суверенитет Израиля над оккупированной им территорией - речь идет как о части Западного берега реки Иордан, так и сирийских Голанских высотах.

В декабре 2017 г. Дональд Трамп официально признал Иерусалим столицей Израиля, а спустя полгода туда из Тель-Авива было перенесено американское посольство. В марте 2019 г. он подписал документ о признании Голанских высот частью Государства Израиль. На Западный берег и Голанские высоты было распространено действие американо-израильского договора о научном сотрудничестве. Кроме того, Вашингтон принял решение маркировать все товары, произведенные на подконтрольной Израилю территории, словами "сделано в Израиле" в противовес позиции ЕС, который строго следить за тем, чтобы эта маркировка не распространялась на продукты с Западного берега реки Иордан или Голанских высот.

После признания Вашингтоном Иерусалима в качестве столицы Израиля палестинские власти обвинили США в необъективности и отказались сотрудничать с ними в вопросах, касающихся мирного урегулирования. В том числе палестинцы заранее отвергли так называемую "сделку века" - проект нового видения Соединенными Штатами ближневосточного урегулирования, разрабатывавшийся на протяжении первых трех лет администрации Дональда Трампа. В ответ США закрыли представительство Организации освобождения Палестины в Вашингтоне и прекратили финансирование программ Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. Все эти действия администрация Д. Трампа объясняла нежеланием палестинцев пойти на прямые переговоры с Израилем.

Другой вопрос, что самим израильским властям эти переговоры также не были нужны, поскольку могли потребовать пусть минимальных, но все же уступок с их стороны. Например, заморозки строительства новых еврейских поселений на территории Западного берега реки Иордан. В частности, это требование к Израилю, как и призыв остановить расширение уже существующих жилых анклавов на Западном берегу и ликвидировать незаконные форпосты, которые потенциально могли бы стать еврейскими поселениями, есть в наконец-то презентованной администрацией Д. Трампа в январе 2020 г. "сделке века". Официальное название документа - "Мир ради процветания".

Израильские власти прекрасно понимали, что отказ палестинцев от "сделки века" надежно защищает их от необходимости предпринимать какие-либо шаги в направлении переговоров с палестинской администрацией и в перспективе чем-либо вызвать недовольство администрации Д. Трампа. Более того, упрямство палестинцев привело к ситуации, когда палестино-израильский конфликт перестал быть краеугольным камнем в отношениях между Израилем и арабским миром.


Антииранский альянс

При поддержке Вашингтона на Ближнем Востоке сложился новый альянс, когда по одну сторону баррикад оказались сами США, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, а по другую - Иран и его региональные союзники. В 2017 г. Дональд Трамп отправился в свою первую зарубежную поездку, перелетев из Эр-Рияда в Тель-Авив. Тогда израильский премьер-министр Биньямин Нетаниягу, встречая его в аэропорту, сказал: "Надеюсь, когда-нибудь израильский премьер-министр сможет полететь из Тель-Авива в Эр-Рияд". К концу президентского срока Д. Трампа мечта Биньямина Нетаниягу почти осуществилась.

В ноябре 2020 г. в израильских и американских СМИ появилась информация о тайном визите Б. Нетаниягу в саудовский город Неом. Официально израильские власти это не подтверждают, а саудовские - и вовсе опровергают. Однако мало кто сомневается, что такой визит действительно был - израильские СМИ в таких вопросах полностью осведомлены.

Это не первый визит премьер-министра в арабскую страну, с которой у Израиля нет дипломатических отношений. Так, в октябре 2018 г. он посетил Оман, а к лету 2020 г. контакты израильтян с арабскими государства Персидского залива вышли на новый, официальный уровень. В середине августа было объявлено о нормализации отношений между Израилем и ОАЭ, а еще через несколько недель - с Бахрейном. Двусторонние соглашения с ОАЭ и Бахрейном, а также общий, рамочный документ, получивший название "Соглашение Авраама", были подписаны в Вашингтоне 15 сентября 2020 г., став первыми арабо-израильскими договоренностями более чем за четверть века - после заключения мира с Иорданией в 1994 г.

"Соглашения Авраама" - декларация, которая открыта к подписанию любой арабской страной, решившей нормализовать отношения с Израилем. "Мы, нижеподписавшиеся, признаем важность поддержания и укрепления мира на Ближнем Востоке и во всем мире на основе взаимопонимания и сосуществования, а также уважения человеческого достоинства и свободы, включая свободу вероисповедания", - первый параграф документа фактически отражает всю его суть.

С момента церемонии подписания в Вашингтоне президент Д. Трамп обещал, что к "Соглашениям Авраама" присоединятся и другие государства, однако в этом списке пока появился только Судан (10 декабря 2020 г. было объявлено о готовности Марокко нормализовать отношения с Израилем - прим. ред). И то - Хартум лишь объявил о намерении нормализовать отношения с Израилем. До официальных документов дело не дошло и непонятно - дойдет ли. Первая израильская делегация отправилась в Судан в конце ноября и обсуждала там лишь сотрудничество в сфере безопасности. Учитывая, что в Хартуме пока переходная власть и ситуация нестабильна, ожидать быстрого прогресса не стоит. Возможно, суданское руководство и вовсе оставило бы контакты с Израилем в тайне, если бы не давление Вашингтона. Платой Судану стало решение США вычеркнуть его из американского списка государств, поддерживающих терроризм.

Однако новой администрации США будет не до Ближнего Востока, по крайней мере в первое время. Поэтому вряд ли стоит ждать, что Вашингтон будет подталкивать Судан или какую-либо арабскую страну на форсирование их отношений c Израилем, но так или иначе процесс нормализации запущен. Основная причина стремительного сближения Израиля и арабских стран - общий интерес в противостоянии Ирану. И здесь не важно, кто находится у власти в Белом доме - Дональд Трамп или Джо Байден, позиции региональных игроков неизменны. А перспектива смягчения американского курса в отношении Тегерана, а также возможное возвращение Джо Байдена в "ядерную сделку" - Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), подписанный в 2015 г. пятью членами СБ ООН и Германией с Ираном, лишь еще больше подталкивают арабские страны Персидского залива к тесной координации с Израилем.

Яркий пример - отношения Израиля и Саудовской Аравии. К сожалению для Дональда Трампа и Биньямина Нетаниягу, Королевство не пошло на открытую нормализацию, хотя без одобрения Эр-Рияда "Соглашения Авраама" в принципе были бы невозможны. Отсутствие официального диалога не мешает другим контактам. По данным американских и израильских СМИ, темой переговоров Биньямина Нетаниягу и саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в Неоме была координация действий в отношении Ирана в преддверии начала президентства Дж. Байдена. Интересно, что накануне этой встречи и премьер-министр Израиля, и глава МИД Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан выступили с похожими заявлениями относительно перспектив возвращения Вашингтона к ядерной сделке. "Возврат к предыдущему ядерному соглашению недопустим. Мы должны придерживаться бескомпромиссной политики недопущения разработки Ираном ядерного оружия", - говорится в заявлении Биньямина Нетаниягу, распространенном его канцелярией. В интервью американскому каналу CNBC Фейсал бен Фархан отметил, что Саудовская Аравия должна быть "партнером" любых потенциальных переговоров по ядерной сделке между новой администрацией США и Ираном.

В принципе все, что делает сейчас Израиль на Ближнем Востоке, сосредоточено вокруг противодействия "иранской угрозе". Это не только дипломатическое направление, включающее в себя укрепление связей с соседями Ирана - арабами, Азербайджаном, обмен с ними разведданными и сотрудничество в сфере безопасности, но и непосредственно военное. Израиль активно продолжает практику нанесения ударов по иранским объектам в Сирии - причем часть из этих атак он признает публично, а часть остается анонимными. По данным близкого к сирийской оппозиции Центра за соблюдением прав человека в Сирии, с января по ноябрь 2020 г. было произведено свыше 30 израильских атак, в результате которых были убиты 206 бойцов проправительственных сил. Из них 41 сириец, остальные 165 - представители других стран (ливанцы, иракцы и др.).

Кроме того, именно Израиль был обвинен иранцами в убийстве руководителя Центра исследований и инноваций Министерства обороны Ирана Мохсена Фахризаде 27 ноября 2020 г. Израильские власти эту информацию не комментируют. Общий вывод экспертного сообщества состоит в том, что целью атаки стало намерение Израиля спровоцировать Тегеран, в том числе подорвав СВПД и, как следствие, не оставив выбора Джо Байдену, кроме как применить жесткие меры в отношении Ирана. Неслучайно спустя несколько дней после убийства иранский парламент проголосовал за законопроект об активизации ядерной деятельности. Речь идет о дальнейшем отказе от обязательств по СВПД - задействовании центрифуг для обогащения урана IR-2M в Натанзе, установке центрифуг IR-6 на объекте "Фордо", а также увеличении уровня обогащения урана до 20% и выше (такой уран считается оружейным). Сейчас Иран обогащает уран на уровне выше 4% вместо уровня 3,67%, разрешенного СВПД. Парламентарии также призвали ограничить инспекционную деятельность МАГАТЭ. Все это в лучшем случае может осложнить восстановление контактов между Вашингтоном и Тегераном с приходом Дж. Байдена в Белый дом, а в худшем - приведет к крупномасштабному военному конфликту в регионе (неслучайно правительство Ирана не одобрило действий парламентариев). Хотя мало кто верит, что Иран решится на прямой удар по Израилю - война через прокси в Сирии и Ливане будет продолжена.

В то же время, как отмечает израильская газета "Гаарец", в 2021 г. пространство для маневра Израиля может сузиться, если Джо Байден, придя к власти, решит, что израильские действия против Ирана могут навредить усилиям США по возвращению к "ядерной сделке" с Тегераном.

"При умеренном сценарии Иран мог бы потребовать, чтобы его готовность вести переговоры с США о соглашении была связана с прекращением израильских атак. В более экстремальном сценарии Иран может возобновить свои атаки или атаки своих ставленников в Ираке и Йемене по американским целям, чтобы доказать, что Израиль ставит под угрозу политику США и их положение в регионе", - отмечает издание.


И все-таки Палестина

Иранский вопрос - на самом деле единственное серьезное разногласие, которое предстоит преодолеть Израилю и новой администрации президента США. С другой стороны, ситуация на Ближнем Востоке развивается порою столь стремительно и помимо воли тех или иных игроков, что расклад может оказать почти любым.

Читайте также

Как не раз отмечал Дж. Байден, он и Б. Нетаниягу "хорошо знают друг друга", и, несмотря на расхождение во взглядах, теплые отношения между ними гораздо теплее тех, что были у Б. Нетаниягу и предыдущего президента-демократа Б. Обамы.

Что касается палестинского вопроса, то вопреки приверженности Джо Байдена урегулированию конфликта на основе двух-государственного принципа и критики с его стороны поселенческой деятельности на оккупируемых территориях, будущий президент США, как и его предшественники, был и остается привержен безопасности Израиля. Кроме того, как не раз отмечал Дж. Байден, он и Б. Нетаниягу "хорошо знают друг друга", и, несмотря на расхождение во взглядах, теплые отношения между ними гораздо теплее тех, что были у Б. Нетаниягу и предыдущего президента-демократа Б. Обамы. В какой-то степени израильскому премьер-министру будет даже спокойнее - ненужная ему "сделка века" уйдет с повестки дня вместе с Дональдом Трампом, а помешать поселенческой деятельности Израиля никто не мог и раньше.

Единственная опасность - испортить из-за палестинцев только зародившиеся отношения между Израилем и арабскими странами. С одной стороны, израильтян связали с ОАЭ, Бахрейном и другими странами региона перспективные сделки и общие интересы в сфере безопасности. С другой - любое серьезное обострение в регионе может вынудить арабов занять другую сторону. В конце концов, уже был опыт, когда после начала второй интифады в 2000 г. многие арабские страны свернули свое сотрудничество с Израилем. Да и сейчас, несмотря на заинтересованность в развитии контактов с израильтянами ради противостояния Ирану, арабские страны четко дают понять - от защиты прав палестинцев они не отказываются. До определенного момента эти слова можно воспринимать как простую декларацию, но гибкость руководства израильских стран по отношению к Израилю во многом ограничена как региональными, так и внутриполитическими интересами. Кроме того, последние события вокруг Ирана также продемонстрировали осторожность стран Залива - все они, кроме Саудовской Аравии, выразили соболезнования Тегерану в связи с убийством физика-ядерщика. Правда, как утверждают арабские СМИ, произошло это не без угроз с иранской стороны.

В связи с этим представляется, что в краткосрочной перспективе израильской стороне важно сохранить статус-кво на палестинских территориях, не допуская серьезного обострения ситуации, способного привести к большому числу жертв. Точно также Израиль не заинтересован в большой войне с Хезболлой через ливанскую и сирийскую границу. Но при этом противостояние росту иранского влияния в регионе остается главной задачей и стратегией Израиля как на краткосрочную, так и среднесрочную перспективу, на эту задачу будет работать и продолжение нормализации отношений с арабскими странами. Этот процесс не будет простым, особенно без поддержки США, возможен и отброс назад, тем не менее, обратной дороги нет, в том числе и для Вашингтона.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке