Простым израильтянам остается только гадать, какой вариант локдауна на сей раз выберут для нас руководители государства. Кабинет по коронавирусу как раз в эти дни решает нашу судьбу: кому сидеть дома, а кому ходить на работу, кому торговать, а кому терять доход и бизнес, кому учиться за партой, а кому по интернету…
Разного рода деятели снова настаивают на том, чтобы закрыть всю торговлю, сократить движение общественного транспорта наполовину, отменить учебу в "красных" и "оранжевых" населенных пунктах. Дополнительные требования - запрет на удаление от дома дальше, чем на километр, отмена всех авиаперелетов, ограничение на выезд для жителей "красных" районов. Свое мнение на этот счет есть буквально у каждого чиновника от здравоохранения, каждого министра, депутата, политика., которые сегодня получили возможность в буквальном смысле управлять жизнью всего народа.
Читая об этих дискуссиях в СМИ, мы уже давно не задаемся вопросом: кто все эти люди? Почему они диктуют нам правила, которые ущемляют наши человеческие и гражданские права? Прав, которых мы сегодня лишены, более чем достаточно. Право на труд и на отдых. Право на свободу передвижения. Право детей на качественное образование. Право бабушек и дедушек видеть своих внуков, родственников - встречаться в кругу семьи. Право на личную жизнь. Все эти права так или иначе прописаны или подразумеваются в основных законах любой страны, которая называет себя демократической. Да, бывают ситуации, когда их приходится ограничивать, но на это должны быть очень серьезные причины. У нас же, похоже, это становится постоянной нормой жизни.
В прошлом году мы вошли в локдаун сознательно и добровольно, понимая, что положение чрезвычайно. Но чрезвычайное положение не может тянуться целый год, тем более без легальных на то оснований. Однако нас уже много месяцев продолжают загонять в карантин, исходя из неоднозначной статистики и мнения тех, кто часто не имеет ни знаний, ни полномочий, чтобы принимать такие решения.
Читайте также
Самое грустное, что мы привыкли к этим указаниям и покорно ждем объявления своей участи на ближайшие недели и месяцы. Мы превращаемся именно в такое стадо, каким хотели бы нас видеть сильные мира сего. Протесты против локдауна носят по большей части экономический характер. Люди возмущены тем, что их лишают заработка, и порой властям достаточно бросить самым недовольным финансовую подачку, что успокоить страсти. Лишь психологи и социальные службы говорят о разрушительном воздействии карантина на общество, социальные связи, семейные отношения, на уровень насилия в семье. Юридическую и правовую сторону локдауна вообще никто не рассматривает, хотя нарушение прав личности и гражданских прав здесь налицо.
В разной степени эти нарушения происходят во всем мире, задетом "короной". Разве что в тоталитарных режимах рамки карантина более жесткие (в Северной Корее, к примеру, человека недавно расстреляли за нарушение локдауна). Да, такие страны справляются с коронавирусом быстрее и успешнее - взять хотя бы Китай или Вьетнам. Но вопрос, какой ценой? И кто спросил нас, граждан, готовы ли мы платить такую цену?
В странах с либеральной и демократической политической системой локдаун вводится более взвешенно и осторожно - и при этом вызывает больше протестов. Например, во время "второй волны" в Европе общественная активность сокращена всего на треть, хотя в первый карантин она была уменьшена на две трети. Этой осенью в европейских странах ввели ряд ограничений, обещая по возможности снять их перед Рождеством и позволить людям встретить праздник. Так или иначе, демократия отступает перед "короной" и это очень тревожный признак.
Израиль изначально декларировал третий, промежуточный путь, но на деле все больше скатывается к тоталитарному варианту - правда, без успехов, достигнутых этими странами в борьбе с эпидемией. Правительство ведет себе с нами, как с непослушными детьми, которых за плохое поведение оставляют без сладкого. Правительству, похоже, просто наплевать на то, как люди себя чувствуют, на их достоинство и свободу. Зато самим руководителям государства очень удобно существовать в условиях необъявленного и незаконного чрезвычайного положения, которое дает им огромную власть над людьми. Сегодня эта власть подрывает основы демократии и гражданского общества якобы для нашей же пользы, для преодоления коронавируса. Но нет гарантии, что в будущем не появится другой предлог держать народ в узде, нарушая его права ради его же, народа, блага. Тем более что народ за год привык к карантину, комендантскому часу, запретам на передвижение и т.п. - и воспринимает их как должное.