Читайте также
Исследователям посоветовали соблюдать меры предосторожности на фоне устранения иранского ученого Мохсена Фахризаде, в котором Тегеран обвинил еврейское государство. Компетентные ведомства Израиля считают, что иранское руководство попытается отомстить. Да и безопасность самого объекта в окрестностях Димоны, который считается одним из старейших ядерных реакторов в мире, не раз вызывала опасения.
Ядерщикам были разосланы рекомендации изменить свой дневной график, пересмотреть привычные маршруты и способы передвижения, а также быть внимательными ко всем подозрительным почтовым отправлениям.
Спецслужбы Израиля также предупредили ученых, что иранские силы, вероятно, следят за их активностью в интернете. Бывший глава контртеррористического бюро в офисе израильского премьер-министра Ницан Нуриэль заявил журналистам, что меры предосторожности необходимы, даже несмотря на то что иранцы крайне ограничены в своих ресурсах. «Я сомневаюсь, что у них есть возможность осуществить такое нападение на территории Израиля, - заявил он. - Тем не менее людям нужно быть настороже».
Союзник еврейского государства - США - относится к возможности нападений со стороны Ирана скептически. Так, на онлайн-семинаре, организованном Университетом имени Джорджа Мейсона, спецпредставителя по Ирану и Венесуэле Эллиотта Абрамса спросили, есть ли угроза нанесения по Исламской Республике удара и возникновения военного конфликта. «Если бы я должен был отвечать одним словом, то я бы сказал «нет», - ответил дипломат. - Многое из того, что я читаю в газетах, заставляет меня улыбаться. Я считаю написанное средством повышения продаж». По его словам, те аналитики, которые говорят о перспективах войны в связи с убийством Фахризаде, говорили то же самое после январского удара США по генералу Касему Сулеймани.
Тем не менее в Израиле просчитывают разные сценарии. Несколько лет назад генеральный секретарь шиитской организации «Хезболла» Хасан Насралла обещал в случае вооруженного конфликта с еврейским государством нанести удары по ядерному реактору в окрестностях Димоны. Так, он посоветовал израильтянам не только «разгрузить резервуар аммиака в порту Хайфа», но и демонтировать старый реактор. «В Израиле идут разговоры о третьей ливанской войне, которая якобы может начаться при американской администрации Трампа. Поэтому мы предупреждаем, что Димона может превратиться в источник угрозы для существования еврейского государства в случае поражения реактора ракетами», - пообещал тогда Насралла.
В 2018 году комиссия по атомной энергии Израиля действительно отрабатывала сценарии с возможным нанесением Ираном ударов по ядерным объектам. Газета «Гаарец» со ссылкой на источники сообщала об учениях и повышении мер безопасности не только на ядерном реакторе в исследовательском центре, расположенном в окрестностях Димоны, но и на ядерном объекте в населенном пункте Нахаль-Сорек. Были опасения, что именно эти два реактора могут стать основными целями ракетных ударов со стороны Ирана и лояльных ему шиитских боевых организаций в случае полномасштабного конфликта. Впрочем, комиссия по атомной энергии отмечала, что израильтянам опасность не грозит: Иран может ограничиться показательной акцией.
В прошлом году профессор химии Узи Эвен, который был одним из основателей ядерного объекта в Димоне, написал для газеты «Гаарец» тревожный материал, в котором констатировал: еврейское государство остается крайне уязвимым для атак проиранских сил, подобных тем, которые потрясли саудовский нефтепром в сентябре 2019 года. «Иран обладает надежными и передовыми технологиями, иранцы способны производить и эксплуатировать одновременно большое количество беспилотников и крылатых ракет», - отмечал ученый. По его словам, реактор в Димоне должен быть закрыт насовсем: «он беззащитен» перед такими нападениями. В противном случае Ближний Восток может ожидать трагедия масштаба чернобыльской катастрофы, заключил Эвен.
Комментируя «НГ» возможные действия Тегерана, глава южно-кавказского бюро Фонда имени Генриха Белля Штефан Майстер выразил уверенность, что иранскому руководству выгоднее дождаться того, какие условия может предложить ему избранный президент Джозеф Байден, который не исключал нормализацию отношений с Исламской Республикой. «Они (иранцы. - «НГ») находятся в очень сложной экономической ситуации, и кажется логичным, если они дождутся ответа на вопрос, возможна ли лучшая сделка или какое-либо сближение с США, - обратил внимание аналитик. - В то же время я могу представить себе нападение на Израиль с целью продемонстрировать, что такого рода действия (как убийство Фахризаде. - «НГ») недопустимы».
Майстер считает, что иранский президент Хасан Рухани будет находиться под сильным давлением сторонников «жесткой линии» внутри местной элиты, поэтому у него есть ограниченное пространство для того, чтобы не слишком провоцировать США, но показать возможность адекватного ответа.