Это уже третий высокопоставленный чиновник, покидающий ведомство в разгар борьбы с коронавирусом. Такой же разброд царит в министерстве финансов. Сотрудники, покидающие важные посты не всегда открыто говорят о конфликте с руководством, но дают понять, что причиной их отставки стали разногласия по решениям, связанным с "короной".
Ключевые министерства, которые должны справляться с главными государственными проблемами - эпидемией и экономическим кризисом, - разваливаются на глазах. Тем временем растет коэффициент заражения и количество положительных тестов, а это означает, что ковид не отступает. Необходимо принимать меры, но ведомства, ответственные за наше здоровье и благополучие, не могут договориться ни со своими сотрудниками, ни между собой.
Недавно вокруг досрочного открытия небольших торговых точек и малых бизнесов разгорелся настоящий поединок. Министр финансов Кац доказывал, что этот шаг необходим ради спасения экономики и десятков тысяч предпринимателей, министр здравоохранения Эдельштейн - что он приведет к росту инфицирования и потере контроля над вирусом. Насколько обоснованы их заявления, а главное - продиктованы ли они заботой об обществе или какими-то иными соображениями, мы никогда не узнаем. Очевидно, что минздрав старается избежать перегрузки больниц, а минфин - дополнительных выплат предпринимателям, потерявшим доход. Кроме того, оба министра думают о будущих выборах и не хотят прийти к ним с репутацией руководителей, проваливших свою миссию. Все понятно, но что будет с нами? Третий карантин?
Сегодня об этом говорят все более определенно. Очередной локдаун выпадет на Хануку - таким образом, нас в третий раз оставляют без праздника. Торговые точки и рестораны лишатся последней возможности заработать в этом году, сфера досуга и развлечений окончательно загнется, люди опять не смогут встретиться с родственниками и друзьями, безработные потеряют надежду на трудоустройство, а те, кому повезло сохранить свое место и пахать за троих (учитывая уволенных и сидящих в изоляции), снова не отдохнут по-человечески. Есть ли другой путь держать эпидемию под контролем? Возможно, ответ знают ушедшие в отставку специалисты, но их уже никто не услышит.
Между тем, число израильтян, находящихся без работы больше ста дней, приближается к 300 тысяч. Многие из них уже не рассчитывают вернуться на рынок труда. Стоит ли удивляться, что число попыток самоубийства драматически выросло по сравнению с прошлым годом? Менее чем за две недели 250 человек пытались свести счеты с жизнью, и некоторым это удалось. А количество случаев насилия в семье увеличилось на 18%, и это лишь те эпизоды, которые попали в поле зрения полиции. Общество все больше погружается в депрессию. Получается, что, пытаясь ограничить число больных, изоляция убивает и калечит здоровых.
В то же время у государства нет денег на разделение учеников младших классов на малочисленные группы. Начало учебы старшеклассников и вовсе под вопросом. Минздрав ставит вопрос так: если мы открываем магазины, старшие школьники останутся дома. Логика очевидна: образование остается на заднем плане приоритетов, поэтому министерство просвещения не способно на равных участвовать в битве титанов - минздрава и минфина.
Читайте также
Впрочем, заранее известно, что в этой битве выиграет тот, кого поддержит премьер-министр. Нетаниягу попеременно занимает сторону Каца или Эдельштейна, балансируя между решениями, но никогда не переходя красной черты. Эту черту давно уже обозначили для него партнеры из ультраортодоксальных фракций: никаких дополнительных ограничений для "красных зон", где проживают харедим. Если локдаун, то для всех, иначе не будет ни сотрудничества, ни коалиции. Не только Биби, но и его министрам приходится играть по этим правилам, и с начала эпидемии в этой игре ничего не изменилось. Те, кто с ней не согласен, покидают свои посты, и происходит это именно тогда, когда стране особенно нужны грамотные специалисты.
Тем временем в торговых центах самовольно открываются магазины, да и уличные торговые точки начали работать до того, как им это официально разрешили. Люди пришли к выводу, что лучше заплатить штраф, чем остаться вовсе без дохода. Политикам пришлось просто смириться с этим фактом. Зато теперь у минздрава есть повод настоять на общенациональном карантине, поскольку к его мнению не прислушались. Насколько эта меры будет оправдана? Или это лишь способ взять реванш в поединке за ведущую роль главного борца с "короной"?
Мы находимся в крайне тяжелой ситуации, когда выбирать приходится не между хорошим и плохим решением, а между более и менее рискованным. От тех, кто делает этот выбор, требуется особая ответственность, а от общества - полное доверие к власти. Ни того, ни другого у нас нет, а значит, Израилю придется еще долго жить от карантина до карантина.