Выяснилось, что даже самые передовые страны не готовы к школьной "удаленке", и не только в технологическом плане. Как оказалось, человеческий фактор, а точнее, факторы, играют здесь еще более важную роль, чем при очной учебе.
Реальные цифры ущерба, нанесенного этим вынужденным экспериментом, пока не озвучены, но наверняка педагоги оценили его масштаб, когда дети вернулись за парты. Видимо, поэтому во время второй волны страны, снова вводящие карантин, оставляют школы открытыми на свой страх и риск. Давно доказано, что дети и подростки легко заражают друг друга, своих родных и всех вокруг. И все же лучше строго следить за соблюдением мер безопасности - делить учеников на группы, нанимать дополнительный персонал, требовать от старших школьников ношения масок и т.д., - чем через несколько лет получить на выходе неграмотное и необученное поколение "короны".
В Израиле же решили, что спокойнее будет снова запереть детей по домам и снова попробовать учить их удаленно, заведомо зная, что ничего из этого не выйдет. Никто не думает, как скажется на экономике выход поколения "короны" на рынок труда. У нас вообще не принято заглядывать так далеко в будущее. К тому же чиновники всех рангов и уровней знают, что к тому времени на их местах будут сидеть другие деятели - вот они пусть и разбираются.
Эпидемия "ковида" лишний раз ткнула нас носом во все проблемы и недостатки национальной системы просвещения - от пресловутого человеческого фактора до остаточного принципа финансирования школ. Стыдно признать, что евреи в еврейском государстве утратили то уважение к учению, которое отличало их в галуте. Но увы, это так. Слыханное ли дело, чтобы министр высшего (!) образования одобрял трехдневную учебную неделю для младших классов! Именно так высказался Зеэв Элькин: мол, три дня - это лучше, чем ничего, а сомнения правительства по поводу создания учебных капсул ему понятны - вдруг капсулы не понадобятся, зачем выбрасывать деньги на ветер? Представляет ли министр и те, кто ввел этот замечательный порядок, чем дети должны заниматься дома в оставшиеся три рабочих дня? Или они всерьез верят, что шестилетнего ребенка можно научить читать, писать и считать по зуму?
Читайте также
В Израиле нет денег не только на капсулы, но и просто на нормальную зарплату учителям, на повышение их квалификации. Именно эти вложения обеспечивают успех образовательной системы, престиж работы учителя, мотивацию школьников и их превращение впоследствии в квалифицированных специалистов. У нас же в начальной школе часто работают педагоги без высшего образования, кое-как окончившие колледж или курсы. Неудивительно, что при переходе на дистанционное обучение обнаружилось, что многие учителя плохо умеют обращаться с компьютером.
Дисциплина всегда была слабым звеном в нашем учебном процессе, а на "удаленке" контролировать ее стало практически невозможно. В итоге, кто хочет, тот учится, кто не хочет - валяет дурака. А поскольку уважения к образованию в обществе нет, то нетрудно догадаться, каких учеников у нас больше.
Особенно возмущены родители, которым пришлось превратиться в репетиторов для своих детей. Их раздражение вполне объяснимо: обычно в Израиле родителей просят не вмешиваться в учебный процесс. Семью призывают на помощь, только если ребенок плохо себя ведет и мешает вести уроки. Большинство родителей одобряет такое разделение обязанностей и не принимает претензий по поводу успеваемости их отпрысков: вы школа, вы и учите. Поэтому кто-то привычно устранился от контроля над уроками, а кто-то открыл для себя, что ребенку надо помогать усвоить даже самые простые вещи и на это требуется терпение, ответственность и педагогический талант.
Родители, которые обладают этими качествами, скоро обнаруживают (или знали это всегда), что дома, с помощью интернета можно вполне успешно учиться, и порой даже эффективнее, чем на уроках. И они, и их дети будут все чаще задавать себе вопрос: зачем тогда нужна школа? Может, и хорошо, что в нее не надо ходить? В других же семьях - и их, к сожалению, гораздо больше - дети начисто забудут, что такое учеба, и привыкнут к тунеядству, а взрослые этого даже не заметят. Пройдут годы, и мы ахнем, не понимая, почему так упал уровень знаний. Будет собрана комиссия, которая после долгих разбирательств вынесет ряд рекомендаций, главной среди которых будут деньги. Возможно, правительство даже запланирует повышение финансирования образования, но тут случится очередной кризис, обострение, эпидемия, и деньги понадобятся на что-то другое - как это происходит уже много лет.
Но это в будущем, а на будущее у нас никто не загадывает. Поэтому любые вложения в образование кажутся пущенными на ветер. С таким подходом школы действительно можно закрывать при любом удобном случае.