Делегации двух сторон встретились под эгидой ООН на базе ЮНИФИЛ в ливанском городе Накура к северу от Рош ха-Никра. Это первые за 30 лет официальные переговоры между Израилем и Ливаном, и их ближайшая цель - урегулировать спор по поводу границы экономических вод, а значит - разведки и добычи природного газа из морских месторождений.
Израильская сторона надеется, что если на переговорах будет проявлена ответственность и добрая воля, можно будет перейти к соглашению о морских границах "в течение недель или месяцев". По мнению экспертов, цели встречи должны быть реалистичными. Это не мирные переговоры и не нормализация, как в случае с ОАЭ, а технико-экономический спор, который обе стороны хотят разрешить.
Посредниками со стороны США выступают помощник госсекретаря Дэвид Шенкар и бывший посол США в Алжире Джон Дорчер. Стороны подчеркивают, что переговоры сосредоточены только на морской границе, и в настоящее время нет намерения рассматривать дополнительные спорные вопросы между странами, например, 13 пунктов на сухопутной границе.
Однако очевидно, что Соединенные Штаты и Израиль надеются, что успешное соглашение о морской границе откроет дверь для решения в будущем и других вопросов.
Но о какой морской границе идет речь, в чем состоит спор, и о чем будут идти переговоры? Обычное заблуждение гласит, что дискуссия касается территориальных вод. Но это не так.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года определяет территориальные воды, как районы в 22 км от береговой линии. В этом отношении все морские районы к северу от Рош ха-Никра до 22 км от побережья являются ливанскими, а все южные районы - израильскими.
Разногласия касаются территории, известной как "исключительная экономическая зона". Это - область, в которой государство имеет право использовать природные ресурсы — газа, нефть и многое другое. Этот район может простираться примерно на 370 километров от береговой линии любой страны, поэтому нередки случаи, когда несколько стран заявляют о своих правах на одни и те же морские районы. Главным вопросом является проведение "перпендикуляра" к берегу.
Израиль и Ливан находятся в состоянии войны и никогда не договаривались о разграничении "экономических зон". Но чуть более десяти лет назад, когда в Восточном Средиземноморье начали открывать месторождения природного газа, стороны осознали, что эти территории обладают огромным экономическим потенциалом. Обе страны претендовали на владение одними и теми же газовыми месторождениями - в частности, месторождением, известным как "Блок 9". По оценкам, там есть запасы природного газа на миллиарды долларов.
Ключевой в решении вопроса является позиция "Хизбаллы". В прошлом году удалось добиться согласия обеих сторон на начало переговоров, но, в конце концов, под давлением "Хизбаллы" ливанское правительство от них отказалось.
Недавний взрыв в порту Бейрута, экономический кризис в Ливане, политическая нестабильность в стране и страх американских санкций подтолкнули ливанцев к переговорам с Израилем. И вот, впервые за 30 лет, начались прямые переговоры между дипломатами и экспертами из Израиля и Ливана. В последний раз такие переговоры проводились в рамках мирного процесса, начатого после Мадридской конференции в начале 1990-х годов. Затем правительство Ицхака Рабина провело несколько раундов переговоров с ливанцами, но без существенного прогресса. Израиль посчитал, что лишь после заключения мирного соглашения с Сирией можно будет продвигаться дальше.
С тех пор между сторонами велись переговоры, в основном, в целях достижения прекращения огня - например, после операции "Гроздья гнева" или в ходе регулярных переговоров между представителями ЦАХАЛа, ливанской армии и ЮНИФИЛ которые проводились после окончания второй ливанской войны в 2006 году.
Насколько велика вероятность, что нынешние переговоры все равно будут сорваны?
Проблема заключается не только в позиции "Хизбаллы", но и в разногласиях между западными партнерами. Соединенные Штаты настаивают, чтобы в правительстве Ливана шиитская организация не имела никакого политического влияния, в то время как Франция стремится к формированию любого правительства, которое начнет проводить реформы.
Спикер ливанского парламента Наби Бери предложил изящный предлог, чтобы прикрыть "позор переговоров" для всех недовольных. Он отметил, что "рамки настоящих переговоров можно установить по аналогии с резолюцией СБ ООН номер 1701". Таким образом, любой протокол, который будет подписан, будет считаться трехсторонним - Ливан, Израиль и ООН - и значит, прецедента "нормализации" он не составит.
Однако Ливан и особенно "Хизбалла" подозревают, что Израиль и Соединенные Штаты устраивают им дипломатическую ловушку, цель которой — превратить нынешние технические переговоры в прямые дипломатические контакты, которые могут закончиться нормализацией отношений между Ливаном и Израилем. Поэтому "Хизбалла" оперативно выпустила заявление, что "рамки переговоров касаются конкретной темы, которая включает морские границы, а не примирения с сионистским врагом, который оккупирует Палестину, и не приведут к нормализации, на которую пошли арабские страны, которые не верят в принцип сопротивления".
Читайте также
Как полагают аналитики, Израиль готов пойти на определенные уступки по спорным территориям, так как они не являются для него критичными. Тогда откроются перспективы после урегулирования подключить Ливан к газовому Форуму по Восточному Средиземноморью. На этой экономической базе проще будет вести и переговоры о политическом урегулировании.