Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Мнения

А
А

Мир с Ираком: миф и реальность

После нормализации отношений между Израилем и Эмиратами аналитики стали перебирать других потенциальных кандидатов, готовых подписать мирное соглашение с Израилем.

29.08.2020
Источник:Детали
Фото: Getty Images / Scott Peterson

Читайте также

Не исключена вероятность, что в обозримом будущем в их числе окажется Ирак, в прошлом один из самих непримиримых врагов Иерусалима.

"ХаАрец" публикует статью Цви Барэля, в которой взвешиваются шансы на мирное урегулирование отношений с Багдадом. По крайней мере, один высокопоставленный иракский политик Митхал аль-Алуси открыто выступает за мир с Израилем. Он дважды официально посетил еврейское государство. Впервые это произошло в 2004 году, когда он был членом следственной группы, расследующей деятельность чиновников бывшей правящей партии БААС. Во время второго визита в 2008 году он принял участие в конференции по терроризму в Междисциплинарном центре в Герцлии.

"Ирак должен выйти из периода войн, экстремизма и заблуждений, и ему необходимо построить стабильные отношения со всеми странами мира", - заявил он в интервью после объявления о мирном соглашении с Эмиратами. По его словам, Ираку необходимо мирное соглашение с Израилем, подобное тому, которое должно быть подписано с ОАЭ. "Между некоторыми иракскими политиками и Израилем существуют неформальные связи, но иранский контроль препятствует дальнейшему развитию этих отношений".

Барэль указывает, что замечания аль-Алуси вызвали резкую критику со стороны проиранских политиков. Однако не стоит сбрасывать со счетов особенности текущего момента. Все это происходит в то время, когда Ирак ведет стратегический диалог с администрацией США. Премьер-министр Мустафа аль-Кадими на прошлой неделе был с большой теплотой принят в Белом доме. Поэтому противники связей между Израилем и Ираком высказывают подозрения, что Ирак "попадется в ловушку, расставленную администрацией США".

Ирак имеет огромное стратегическое значение для внешней политики США, потому что воспринимается, как главная опора Ирана на Ближнем Востоке, даже в большей степени, чем Сирия или Ливан. Аналитик отмечает, что несмотря на огромное количество нефти, которой располагает Ирак, и миллиарды долларов, вложенные Соединенными Штатами, страна никак не может обрести стабильность. Ее долг перед иностранными финансовыми институтами превысил 104 млрд долларов.

Электроэнергия и газ, в основном, поступают из иранских источников, торговля с Ираном составляет порядка 12 млрд долларов, некоторые иракские партии близки к иранскому режиму и служат доверенными лицами Тегерана в Багдаде. И это в дополнение к шиитским ополченцам в Ираке, которые получают финансовую поддержку Ирана.

Ирак получил частичное освобождение от американских санкций в отношении Ирана из-за признания зависимости Ирака от Ирана и желания предотвратить полный крах государства. Несмотря на санкции США против Ирана, Вашингтону ясно, что пока между Ираком и Ираном существуют такие тесные торговые, экономические и дипломатические связи, желание построить герметичную стену санкций вокруг Ирана не может стать реальностью.

В Багдаде, со своей стороны, понимают, что без американской поддержки и помощи Ирак не может восстановить свою экономику и стать политически стабильным. Общественные протесты, вспыхнувшие в Ираке в начале года и свергнувшие правительство Адиля Абдул-Махди, до сих пор не утихают.

При этом иракское правительство связано решением парламента о выводе всех иностранных сил из Ирака. На встрече премьер-министра Аль-Кадими и президента Трампа оба публично заявили, что Соединенные Штаты обязаны вывести свои войска из Ирака. Однако график вывода так и не установлен. Зато подписаны соглашения на сумму 8 млрд долларов между Ираком и энергетическими корпорациями США по разработке иракских нефтяных месторождений и строительству электростанций, которые освободят Ирак от иранской зависимости.

Вашингтон также продвигает сотрудничество в сфере энергетики между Ираком и Саудовской Аравией и пытается заручиться финансовой помощью для Ирака со стороны других стран Персидского залива, включая ОАЭ, в рамках своей стратегии по отделению Ирака от Ирана. Кроме того, объявлено о выделении дополнительной гуманитарной помощи Ираку в размере 204 млн долларов.

Барэль скептически оценивает перспективы американской стратегии с учетом политической структуры иракского режима, состава его населения, а также денег, которые потребуются, чтобы Ирак стал экономически независимым. По его мнению, мир с Ираком скорее мечта, чем реальность.

С нашей точки зрения, вероятность нормализации отношений с Багдадом существует. На Герцлийской конференции по безопасности, проходившей в июле прошлого года после анонсирования экономической части "сделки века", ряд региональных экспертов высказывал скептицизм в отношении ее реализации. Другие полагали, что в том или ином виде она вполне реальна.

Как известно, важной частью сделки являлась нормализация отношений арабских стран с Израилем в обмен на щедрую американскую помощь. Палестинцам при этом отнюдь не отводилась центральная роль, они могли поддержать сделку и получить значительную помощь либо остаться в стороне, продолжая терять остатки финансирования.

Пример Эмиратов показывает, что арабские страны вслед за Египтом и Иорданией предпочли "худой мир" с Израилем плюс щедрую американскую помощь. Так что в идее нормализации отношений между Багдадом и Иерусалимом нет ничего невероятного. У Израиля уже существуют тесные, хотя и неофициальные отношения с иракским Курдистаном, а выходцы из Ирака составляют значительную часть израильского общества.

В конце концов, идея "мирного Ближнего Востока" была девизом израильской дипломатии с начала 90-х годов. Мечты не всегда сбываются в первоначальном виде, но это не повод отказываться от них.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке