Читайте также
С 17 августа во всех закрытых помещениях, независимо от размера, могут собираться не больше 20 человек, или по человеку на 7 квадратных метров.
Казалось бы, справедливо, но... 20 человек в синагоге - это в два раза больше, чем нужно для кошерной молитвы, а 20 посетителей в большом ресторане или зале торжеств - чистое разорение для владельца. А как выжить театру с 20 зрителями на один спектакль? Тем не менее, политики-ультраортодоксы настояли на том, чтобы на рестораны и синагоги распространялись одинаковые правила.
На самом деле, учитывая эпидемиологическую ситуацию, в районах компактного проживания харедим нужно вводить более строгие ограничения, чем в других местах. Но если это сделать, депутаты-харедим поднимут невообразимый шум по поводу "дискриминации ультраортодоксов". Мы помним эту реакцию еще по первой волне, когда "закрывали" зараженный Бней-Брак. Но тогда перед нами не маячили очередные внеочередные выборы. Сейчас наш премьер боится ссориться с ультраортодоксальными политиками, в чьей поддержке он снова остро нуждается.
У ШАСа и "Еврейства Торы" всегда были и есть рычаги давления на власть. Да и не хочется правительству выглядеть глупо, вводя ограничения, которые все равно не будут соблюдаться, и провоцируя новые беспорядки в Меа Шеарим, Бней-Браке и других ультраортодоксальных районах и городах. Ведь в конце концов харедим все равно добьются того, что им удобно и выгодно. Точнее, того, что выгодно их духовным лидерам, для которых важнее сохранить влияние на свою паству, чем защитить людей от опасной болезни. Ну, а светским властям важно прежде всего сохранить лояльность ультроортодоксальной элиты.
Та же история происходит с арабским сектором, где тоже с недоверием относятся ко всему, что исходит от правительства. Когда координатор по борьбе с коронавирусом профессор Рони Гамзу в своем интервью назвал массовые сборища после праздника Ид аль-Адха "чуть ли не терактом", ему пришлось извиняться. Волнений в арабском секторе наше правительство боится еще больше, чем демонстраций харедим, поскольку их эхо разносится по всему миру. Мы как раз начали мириться с арабскими странами, и неужели рост "короны" должен этому помешать? Поэтому сегодня израильские арабы еще более "неприкасаемые", чем когда-либо раньше, и даже более "неприкасаемые", чем харедим. Власти предпочитают их не задевать, даже когда речь идет о здоровье самих этих людей. Пусть болеют, пусть умирают, лишь бы было тихо и никто бы не обвинял и не критиковал власти Израиля.
На словах такой подход оправдывают уважением к образу жизни, традициям и религиозным убеждениям, но на самом деле здесь нет ни уважения, ни заботы - одна чистая политика. Министры и депутаты, руководители полиции и минздрава прекрасно понимают, что от несоблюдения ограничений страдают в первую очередь те же харедим и арабы. Во вторую - все прочие израильтяне, которые заражаются и попадают в больницы, заражают своих стариков в домах престарелых и теряют их. Далее идут врачи и остальной медицинский персонал, которым приходится работать без отдыха, рискуя подхватить заразу; другие больные, вынужденные ждать окончания эпидемии, чтобы попасть на лечение или обследование. И наконец, под ударом оказываются все вместе, здоровые и больные, ведь если темпы заболевания не снизятся, придется снова объявлять карантин, закрывать магазины, фабрики, школы, лишать людей работы и последнего дохода и доводить их до края нищеты.
Все это более чем вероятно, потому что впереди нас ждет начало учебного года и череда осенних праздников. Как известно, весенняя вспышка "короны" случилась после веселого празднования Пурима, а Песах мы встречали уже в полном локдауне. Решатся ли власти так же запретить массовые мероприятия на Рош а-Шана, Йом Кипур и Суккот? Вряд ли, и на это тоже есть политические причины. Весной, когда формировалось правительство, карантин был частью политики, и с этой точки зрения оказался очень удачным ходом. Сегодня же политический интерес руководства состоит в том, чтобы не делать резких движений и не настраивать против себя тех, от кого зависит исход будущих выборов. Поэтому скорее всю страну на праздники временно закроют на карантин, чтобы законопослушные граждане остались дома и таким образом хоть отчасти затормозили распространение эпидемии.
На самом деле для стабилизации ситуации достаточно было бы добиться, чтобы харедим и арабы соблюдали существующие меры предосторожности. Теоретически это возможно - ведь умеют же наши политические деятели с ними договариваться, когда им нужна поддержка и голоса. Но никто из руководства не готов сделать ради здоровья и благополучия людей то, что легко и охотно делается ради политики.