Читайте также
Революции, на знаменах которых начертаны эти прекрасные лозунги, неизменно заканчиваются массовым террором, авторитаризмом и тоталитаризмом, а также еще более беспощадной эксплуатацией тех, кто водружал эти знамена на революционные баррикады. Не нужно ходить далеко за примерами - революционный процесс в России, начатый в ХIX веке идеалистами с прекрасными намерениями, привел к Гражданской войне, нескольким волнам массового террора, уничтожению лучшей части общества, затем к тоталитаризму, гибели миллионов людей. Высокая мечта о Свободе с большой буквы в своем претворении в жизнь привела к созданию государства, где отсутствовали базовые человеческие свободы. Мечта о всеобщем благополучии привела к экономическому краху одной из богатейших стран мира.
Мы хорошо знаем, почему это произошло. Вовсе не потому, что "благими намерениями вымощена дорога в ад", и не потому, что мечтать вредно. По гораздо более прозаичной причине. Просто тех, кто провозглашал себя "вождями народа" и выразителями его чаяний, на самом деле интересовали другие вещи, а не те, что были написаны на их знаменах. Интересовала их исключительно власть, удержание власти любой ценой.
Чтобы получить власть, нужно расшатать общество, разделить его на противоборствующие группы, стравить их между собой и затем пожинать плоды. Didvide et Impera, "разделяй и властвуй", или буквально - "разделяй и стань императором". Марксизм‑ленинизм лишь теоретически разработал, обобщил и дал практические рекомендации по претворению этой древнеримской максимы в жизнь. Теория, призванная расшатать и разделить общество, это концепция "классовой борьбы", в рамках которой предлагается уничтожать представителей "враждебных классов", захватывать их имущество и таким образом бороться за всеобщее счастье.
Для изложения этого правила, которое у римлян укладывалось в одну фразу, великим революционным теоретикам понадобились многие тома текста, но у текста была и другая функция - вербовка адептов. Они прекрасно владели методами риторики и даже поэтики, поэтому их пропаганда оказалась действенной. Призрак коммунизма пошел бродить.
Для практики захвата и удержания власти необходимо уничтожать конкурентов, вчерашних соратников, подавлять активность населения во избежание неконтролируемого продолжения "революции". Чтобы делать это под предлогом борьбы за всеобщее счастье, появилась сталинская концепция "усиления классовой борьбы" по мере движения к светлому будущему. Также полезными в этом деле оказались различные внутренние "враги". В результате мы получили тотальный террор 1930‑х в СССР, сюрреальный маоистский террор времен "культурной революции" в Китае, жесточайший террор Пол Пота и "красных кхмеров" в Камбодже. Также в рамках этого подхода возникает любой геноцид - от геноцида армян в Турции до фашизма и Холокоста.
Нам, имеющим опыт жизни в стране, которая получилась в результате внедрения теории и практики "классовой борьбы", не совсем понятно, каким образом старый добрый марксизм различного разлива мог бы быть сегодня популярен где бы то ни было, тем более в интеллектуальном сообществе "свободных" США и странах Западной Европы. Это кажется нам странным анахронизмом и недоразумением, ведь все совсем недавно видели, чем заканчивается дело.
От так называемой "франкфуртской школы", скрещивающей марксизм с псевдофрейдизмом, до странного брака их детища с постмодернизмом, случившегося в европейских университетах, и до пресловутой "теории пересечений", заменившей классических "угнетенных рабочих" на "совместно угнетенных" женщин, секс‑меньшинства и этнические группы в университетах американских, - марксизм не только бродит призраком по Европе и Америке, но является сегодня фактически официальной идеологией левой интеллектуальной элиты на Западе.
Как же так случилось? Ответ очевиден. Марксизм и все его отпрыски от самых невероятных союзов - это именно идеология, пропаганда и практика захвата власти, которые многократно показали свою высокую эффективность в ХХ веке. У идеологии обязательно есть бенефициары. Перефразируя великого поэта, если общество разделяют, значит это кому‑нибудь нужно.
Сегодняшние теоретики "борьбы за счастливое будущее" (читай - за власть любой ценой) все так же разделяют общество по "классовому" признаку. При этом принципы разделения сейчас могут быть любые, даже совершенно дикие. Общество можно разделить по половому признаку, когда борьба должна идти между мужчинами и женщинами; можно разделить по расовому и этническому признаку, когда воевать будут люди разных национальностей и цвета кожи; можно разделить по возрасту, когда воевать между собой должны разные поколения. В принципе, можно было бы разделить и на "остроконечников" и "тупоконечников", как у Джонатана Свифта, но в Америке слишком мало людей которые едят вареные яйца. Гомосексуалисты тоже могут с кем‑нибудь воевать в коалиции, а могут коалицию поменять, пересекая трансгендерные рубежи, главное, чтобы боролись и поляризовали общество самим фактом борьбы. И, наконец, можно все эти разделения объединить в борьбе кукловодов за власть, используя чудо‑клей, о котором пойдет речь далее.
Секрета из этой повестки не делается. На эти темы сегодня пишутся научные труды, ведутся лекции и семинары в американских университетах, и делаются программы в ведущих западных медиа. Результат не заставляет себя ждать. Пропаганда работает по рецептам, опробованным в тоталитарных государствах в ХХ веке. Вместе взятым и обобщенным новыми теоретиками. Возможности СМИ и интернета открывают самые радужные перспективы. Массы послушно подхватывают революционный клич вожаков - и вперед на баррикады.
Женщины борются со "структурной патриархией", угнетающей, оказывается, мир со дня его создания. Исходя из этого, кандидат от демократов Хиллари Клинтон заявляет, что представляет на президентских выборах всех женщин как угнетенный общественный класс. Не получилось? Не беда. Пусть поборются на баррикадах борцы с расизмом. Могут даже бороться со статуями Христофора Колумба, главное, чтобы можно было представлять класс угнетенных цветных на ближайших выборах.
Евреи традиционно являются очень ценным объектом в любом противоборстве. Они идеальные, патентованные и апробированные "внутренние враги" по многим признакам. Плюс они "угнетатели и колонизаторы" и прекрасно вписываются в общую концепцию. К тому же у них всегда есть что отобрать. Не важно, что дело пахнет тоталитаризмом, вывернутым наизнанку расизмом и фашизмом. Антисемитизм радикальным левым - большое подспорье в борьбе за "всеобщее счастье", так как он мобилизует и объединяет самые разнообразные массы населения. Как иначе объединить в походе за властью белых хорошо образованных небедных женщин с черными небогатыми буйными мужчинами, трансгендеров и гомосексуалистов с исламистскими зомби? Антисемитизм - поистине незаменимый чудо‑клей в этом гротескном коллаже. Именно такими коллажами занимается "теория пересечений". Плевать, что такие игры, как известно из истории, заканчиваются плохо, и в первую очередь для тех, кто их начинает. Нам нужна власть!..
Власть - страшная сила. Особенно в Америке. Она настолько притягательна, что идеологическая борьба по накалу, грязи и уже даже крови может сравниться здесь разве что с накалом времен перестройки в СССР. Этому способствует свобода слова, гарантированная конституцией США. Однако эту, священную вроде бы для американцев, свободу леворадикальные идеологи и пропагандисты пытаются узурпировать и приспособить для своих нужд. В университетских кампусах, в левых СМИ пресекается всякое мнение, отличающееся от "линии партии". Умеренные и консервативные интеллектуалы, профессора, журналисты подвергаются травле, их увольняют из университетов и из газет, в них кидает "коктейли Молотова" революционное студенчество в Беркли, Флориде, Нью‑Йорке и даже в Сиднее, за компанию.
Знакомо? Еще бы. Но на чужих уроках не учатся, особенно на исторических.
На этом фоне приобретает дополнительную ценность принципиальная непредвзятость некоторых СМИ - тех, которые могут себе это позволить. Среди таких изданий - Wall Street Journal. Здесь, в разделе "Мнения и комментарии", появляются статьи ведущих современных интеллектуалов, писателей и политиков на важные общественно‑политические и культурные темы современности. В выпуске от 14 июня издание предоставило слово Синтии Озик, известной американской писательнице и журналистке, лауреату множества наград и премий.
Статья предлагает задуматься о происходящем в американской политике и общественной жизни в более широком контексте, перспективе еврейской истории и ее закономерностей.