Читайте также
Ирану придется допустить новую делегацию МАГАТЭ на секретные объекты. Такое требование содержится в новой резолюции агентства. Тегеран не сопротивляется: он сам пригласил международных специалистов для получения интересующих МАГАТЭ сведений. Вопрос лишь в том, насколько открытым на сей раз окажется Тегеран. И насколько довольны предоставленной информацией будут инспекторы.
СбалансировалиСовет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию по ядерной программе Ирана. Текст документа был предложен «шестеркой» посредников по иранской ядерной проблеме, куда входят США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай. Документ согласован Москвой и Пекином, всегда придерживающимся взвешенных позиций относительно прав ИРИ на атом, кроме того, под ним подписались Вашингтон, Лондон, Париж и Берлин. Как рассказывают в Вене, для того чтобы договориться, делегациями была проведена большая работа. Сегодня стало известно, что проект резолюции согласовали еще 12 стран: Италия, Япония, Австралия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Канада, Нидерланды, Португалия, Сингапур, Чехия и Швеция.
В ходе голосования из 35 членов Совета управляющих 32 поддержали резолюцию. Куба и Эквадор голосовали против, Индонезия – воздержалась.
В документе сказано о «глубокой и растущей обеспокоенности в отношении нерешенных вопросов, касающихся иранской ядерной программы, в том числе вопросов, которые должны быть прояснены с целью исключения возможности существования военного измерения». «Совет управляющих подчеркивает, что Ирану и агентству необходимо активизировать диалог, направленный на безотлагательное урегулирование всех остающихся вопросов, в целях представления разъяснений этих вопросов, включая доступ ко всей соответствующей информации, документации, площадкам, материалу и персоналу в Иране», – отмечено в резолюции. Она призывает Тегеран полностью соблюдать обязательства в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия и резолюции СБ ООН. Подчеркнуто, что Совет управляющих – за дипломатическое урегулирование проблемы. Иран призывают «серьезно и без предварительных условий приступить к переговорам, направленным на восстановление международного доверия к исключительно мирному характеру ядерной программы Ирана». МАГАТЭ, отмечено в документе, оставляет за Тегераном «законное право на использование ядерной энергии в мирных целях в соответствии с ДНЯО». Документ ссылается на приглашение, сделанное Ираном делегации МАГАТЭ. 30 октября и 3 ноября ИРИ направила руководству МАГАТЭ письма, в которых была выражена готовность обеспечить сотрудничество с агентством. Кроме того, сегодняшняя резолюция поддерживает позицию, изложенную в письме главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон в адрес иранского руководства: долгосрочное урегулирование иранской ядерной программы путем переговоров.
«Резолюция шестерки сбалансирована, она опирается на проверенные факты, не содержит сомнительных спекулятивных оценок, призывает как Иран, так и МАГАТЭ интенсифицировать совместную работу», – сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров. По мнению дипломатов, резолюция получилась «компромиссной», несмотря на то что доклад генсека МАГАТЭ Юкии Амано, оглашенный на заседании 17 ноября таковым не был.
Амано уверен
Амано заверил, что авторы доклада тщательно работали над формулировками. Раньше у МАГАТЭ не было информации, а теперь ее появилось очень много, поэтому МАГАТЭ решило «в превентивных» целях поделиться ею с Советом управляющих. «Агентство считает, что информация в целом заслуживает доверия, – заявил он. – Наши технические эксперты годами скрупулезно и объективно анализировали огромный объем информации из разнообразных независимых источников, в том числе из ряда стран-членов, собранной самим агентством, а также той информации, которую предоставлял Иран. Данные свидетельствуют о том, что Иран проводил работы, относящиеся к разработке ядерного взрывного устройства. Они также свидетельствуют о том, что до конца 2003 года эти работы проводились в рамках целостной программы и что некоторые из этих работ могут вестись и сейчас». По словам гендиректора, в течение последних трех месяцев МАГАТЭ получало дополнительные данные об иранской ядерной программе. Они достоверны и последовательны. И вызывают обеспокоенность в связи с тем, что эта программа преследует военные цели. «Иран не обеспечивает необходимого сотрудничества, в частности, не применяет положений Дополнительного протокола. Поэтому агентство не может обеспечить надежных гарантий отсутствия в Иране незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности и тем самым подтвердить, что весь ядерный материал в Иране используется исключительно в мирных целях», – добавил он. Гендиректор МАГАТЭ призвал Иран без промедления начать сотрудничество с агентством и «предоставить необходимые разъяснения относительно возможной военной составляющей иранской ядерной программы».
Напомним, ИРИ приостановил выполнение Дополнительного протокола и всех других добровольных и юридически необязательных документов о сотрудничестве с МАГАТЭ 6 февраля 2006 года. Посол Тегерана в МАГАТЭ заявил, что обязательства по этим документам не будут выполняться до тех пор, пока СБ ООН вмешивается в ядерную программу ИРИ. Тегеран настаивает на том, что «ядерное досье» Ирана следует вернуть из СБ в МАГАТЭ.
Ситуация вокруг ядерной программы ИРИ обострилась две недели назад, 8 ноября, когда в прессу просочились утечки из доклада МАГАТЭ и сам доклад с грифом «для служебного пользования» появился в свободном доступе. Утечки говорили о том, что до 2003 года ИРИ реализовывала программу по военному атому и что сегодня у МАГАТЭ нет доказательств отказа Тегерана от таких работ, несмотря на санкции. Западные СМИ также утверждали, что в докладе агентства сказано, что отцом ядерной программы ИРИ стал советский физик-ядерщик Вячеслав Даниленко. Позже оказалось, что в документе не упоминается ни фамилия, ни страна, в которой проживал физик, якобы консультировавший иранцев. На фоне спекуляций вокруг доклада МАГАТЭ высшие чиновники Израиля заявили прессе, что мирный формат решения израильской ядерной проблемы практически исчерпан. Иран назвал доклад политически мотивированным и пообещал ответить Израилю адекватно. Россия заявила, что документ МАГАТЭ не привел никаких новых доказательств наличия разработок военного атома, поэтому очевидна его политическая составляющая. Москва осудила секретариат МАГАТЭ за то, что он позволил дать утечку такого важного документа. ЕС и США, напротив, заявили о намерении усугубить санкции в отношении ИРИ, находящейся под четвертыми по счету санкциями.
Вчера из Вены поступила информация, что МАГАТЭ решило отправить в Иран специальную миссию для выяснения целей ядерной программы. «Я надеюсь, мы сможем выбрать подходящую дату и согласовать все подробности в ближайшее время. Очень важно, чтобы подобная миссия была хорошо спланирована, так как ее задачей является решение вопросов, поднятых в последнем докладе МАГАТЭ, – написал Амано главе Организации по атомной энергии Ирана Ферейдуну Аббаси Давани. – Я прошу Иран начать сотрудничество с агентством без задержек и предоставить все запрашиваемые разъяснения относительно возможных военных составляющих его ядерной программы».
Отметим, инспекции МАГАТЭ отправлялись в Тегеран за последние годы неоднократно. Но каждый раз возникали проблемы: то Иран не устраивал персональный состав группы, то непреодолимые обстоятельства препятствовали посещению интересующих агентство объектов.
Иран в своем духе
Посол ИРИ в МАГАТЭ Али Асгар Солтание, в свою очередь, призвал Юкию Амано внести исправления в доклад. 16 ноября он направил письмо гендиректору. По мнению Солтание, МАГАТЭ нарушило свои же правила и Устав, распространив конфиденциальную информацию до его официального обсуждения и решения Совета управляющих. По данным высокопоставленного иранца, Амано распространил конфиденциальный текст приложения не только 8 ноября, когда копии были выданы всем членам Совета управляющих, но и раньше, направив документ в ряд зарубежных стран: США, Великобританию и Францию. Такая информация, в соответствии с Уставом, «не может быть раскрыта или передана отдельным странам без разрешения Совета управляющих или общего собрания», цитирует его иранский ресурс Press-TV. По мнению Солтание, есть «только один вариант, позволяющий предотвратить дальнейший ущерб агентству и моей стране: вы объявляете, что доклад требует исправлений и изменений после обсуждения с Ираном, следовательно, не может быть основой для принятия решений Советом управляющих МАГАТЭ».
Сегодня Солтание распространил среди журналистов в кулуарах сессии заявление, в котором говорится, что конфиденциальные сведения об иранских ученых-ядерщиках, приведенные Амано в приложении к его докладу, превращают этих людей «в объекты для физического устранения... израильским режимом и секретными разведывательными службами США».
Иранский чиновник, наверное, в обоих случаях прав. И все же создается впечатление, что он предпринимает шаги, направленные на нагнетание обстановки в той ситуации, когда основные оппоненты его страны уже не имеют явных намерений принять жесткую резолюцию, а согласовали сбалансированный вариант.
Провоцирующие заявления приходят и из Тегерана. Глава иранского Генштаба Хасан Фирузабади сообщил, что взрыв, произошедший в конце минувшей недели на военной базе неподалеку от Тегерана, был не результатом успешной операции США или Израиля, а несчастным случаем во время испытания оружия. Тогда, напомним, погибли 17 сотрудников КСИР, в числе которых бригадный генерал Хассан Мокаддам, крупнейший в Иране специалист по баллистике. «Этот несчастный случай не связан с Израилем и Америкой, но результат исследований, в рамках которых произошел взрыв, может стать большой неприятностью для Израиля», – сказал глава Генштаба ИРИ. По версии Тегерана, боеприпасы сдетонировали во время транспортировки.
Самое время
«Мы будем добиваться строгого выполнения имеющихся решений, которые предполагают политическое, мирное решение всех соответствующих вопросов», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров по поводу иранского вопроса. Он уверен, что именно сейчас «наступает благоприятный момент для того, чтобы эти переговоры были существенно интенсифицированы».
Напомним, Тегеран в настоящее время не ведет переговоров с «шестеркой», но неоднократно заявлял о готовности их возобновить. Всякий раз, когда встает вопрос о повестке, оказывается, что ИРИ готова обсуждать глобальную ядерную безопасность, а «шестерка» – ядерную программу Ирана. Такая нестыковка ведет к невозможности возобновить дискуссию и к провалу очередных попыток наладить отношения.
«Мы ожидаем со стороны Тегерана выполнения тех надежд, которые возлагаются, в связи с приглашением делегации МАГАТЭ к серьезному разговору, – говорит Лавров. – Иран самым тесным образом должен сотрудничать с инспекторами Агентства, чтобы они получили доступ на те объекты, которые ранее не могли посещать... Мы также знаем, что Иран вновь пригласил делегацию МАГАТЭ для обсуждения тех проблем, которые остаются не закрытыми. Безусловно, такие контакты мы всячески поддерживаем», – резюмировал глава российского внешнеполитического ведомства.
Позитивный вклад в иранскую тему внес шеф Пентагона Леон Панетта, который в последнее время при каждом удобном случае пытается разъяснить Израилю, что воевать с Ираном плохо. Как заявил сегодня Панетта израильскому коллеге Эхуду Бараку, прибыв в канадский Галифакс на международную конференцию по безопасности, у удара по Ирану «могут быть экономические последствия, которые окажут воздействие не только на нашу экономику, но и на мировую экономику». Он уверен: основные усилия следует приложить к оказанию дипломатического давления на Иран.