Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+26+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Молодое поколение верит в силу сообщества

Перед их глазами проходят большие и малые общественные протесты, значительную роль в организации которых играют именно объединения людей через Интернет сообщества.

09.08.2013
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Интервью с Лиором Зальменсоном, исследователем социальных сетей в Интернете из Тель-Авивского университета

Ведущий: Уважаемый Лиор Зальменсон, было такое время, что мы иногда заходили в Интернет, а теперь – мы иногда из него выходим. Но, кроме того, что нас там становится все больше, и многие проводят в Интернете почти все свое свободное время, что изменилось в нашем общении внутри виртуального пространства?

Л. Зальменсон: Интернет начался примерно с середины 90-х годов, когда появились самые известные и широко используемые сегодня сайты. Пользователей было немного и практически все они были «вымышленными» – в том смысле, что было не принято сообщать о себе реальные данные. Многие сайты просто запрещали это делать. Понятно, что при этих условиях общение было иным, чем сегодня - можно было представляться, кем угодно, играть и фантазировать.

Но в конце девяностых из-за кризисных явлений в мировой экономике многие компании, пытаясь выжить, обратили свои взоры на Интернет - «Как же мы раньше об этом не подумали? – обнаружив там массу возможностей! И началось создание технической основы для нового Интернета, такого, каким мы знаем его сегодня: с фильмами, клипами, скайпом, высокой скоростью и т.д.

Однако, невозможно было вести серьезный бизнес с «фиктивными» клиентами, и людей стали поощрять открывать свои имена, профессии и прочие данные для того, чтобы строить деловые отношения на реальной основе. Так образовалась новая бизнес-модель, в которой наша реальная и виртуальная индивидуальности стали идентичны. В самой новой социальной сети «Google+» есть сегодня даже такая служба, которая просматривает все профили и, обнаружив, что кто-то использует псевдоним, предупреждает его о необходимости указывать свои настоящие данные.

Ведущий: Значит, можно говорить о новом, более правдивом стиле общения в сети?

Л. Зальменсон: В какой-то мере, хотя насколько это действительно правдиво, и насколько мое «я» в сети идентично моему реальному «я», остается под вопросом. Ведь каждый из нас в общении старается создать более привлекательный образ себя, и это касается не только Интернета. Но в целом, наши виртуальные связи стали, безусловно, более правдивыми – и это плюс, однако, теперь они лишены конфиденциальности.

Ведущий: Известно, что многие фирмы создают целые базы данных своих потенциальных клиентов, а такие большие компании как Google или Facebook даже покупают фирмы с подобными базами данных.

Л. Зальменсон: Недавно компания Yahoo приобрела фирму Tamblr. Это сервис микроблогов, не имеющий никакой прибыли, но обладающий огромной базой данных о молодых людях-пользователях Tamblr. Сегодня для успешного продвижения коммерции в сети многие фирмы хотят иметь как можно больше информации о вкусах, привычках и предпочтениях потенциальных клиентов.

Ведущий: Но что кроется за этим новым виртуальным общением? Раньше можно было сидеть за экраном компьютера и разговаривать с кем-то, не имея понятия, кто этот человек, каков его пол, возраст, профессия. Сегодня мой статус открыт практически для всех, и любое мое действие в социальной сети позволяет аналитикам аккумулировать данные обо мне. И это означает, что кто-то получает реальную возможность влиять на меня?

Л. Зальменсон: Несомненно, когда вы выступаете в сети под своим настоящим именем, риск целенаправленного воздействия на вас увеличивается. И тем не менее, «новая сеть» - назовем ее так - все-таки создает более доверительные отношения между людьми, хотя эта доверительность зачастую используется в коммерческих целях. Именно в этой доверительности и нуждаются компании, ведущие бизнес в Интернете.

Кстати, один феномен, который касается практически всех участников сети. Он состоит в том, что сегодня каждому кажется, что другие живут лучше, чем он. Ведь что мы видим на всех страницах? Фотографии на отдыхе, вечеринке, в клубе, на пикнике. Люди не показывают печальные моменты своей жизни. Так что правда в сетях и сегодня остается весьма относительной.

Ведущий: Как, на ваш взгляд, изменились взаимоотношения в сети?

Л. Зальменсон: В целом система отношений не изменилась, но возросло количество информации, которую теперь мы пропускаем через себя. Мы ею буквально переполнены. Говорят, что сегодня за один день в Интернете можно узнать больше, чем в средние века человек узнавал за всю жизнь. И все это влияет на нашу психику, физическое состояние, способность к концентрации внимания.

В результате, мы пробегаем по информации, не вникая в суть происходящего, не ощущая ни ответственности, ни сопричастности. И постоянно боимся что-то упустить: нам кажется, что где-то есть лучшие варианты, возможности, удовольствия. Отсюда – постоянное недовольство собой.

В этом смысле принадлежность к определенному виртуальному сообществу борется с перегрузкой внимания, потому что, чтобы быть частью сообщества, необходимо уделять ему время для общения, привносить в него самого себя.

Ведущий: Такова тенденция? Люди стремятся в сообщества?

Л. Зальменсон: Можно указать на несколько тенденций. Самое замечательное, что в последнее время у людей появилась потребность в личном, а не виртуальном общении. Причем, при личной встрече они отключают телефоны, так как хотят, чтобы разговор был более глубоким и основательным. Но интерес к участию в виртуальных сообществах не угасает.

Исследование, которое я проводил в Тель-Авивском университете под руководством д-ра Г. Эстрихер-Зингер, касалось информационных сайтов. Они всегдастрадали от недостатка доверия, и мне было интересно понять, что происходит, когда на таком сайте создается сообщество. Выяснилось, что достаточно внести лишь отдельные элементы сообщества, - например, возможность участвовать в обсуждении, оставлять реакцию, видеть, кто еще находится на странице, - как у сайта сразу же появляется больше постоянных пользователей.

Сегодня люди готовы платить за возможность пользоваться информационными сайтами, несмотря на доступность любой информации в сети. Но выбирая, они платят именно тем сайтам, где им предоставлена возможность соучастия. Это еще одна тенденция - молодые люди стремятся найти достойные цели, и они готовы в них вкладываться.

Ведущий: Это звучит! Современная молодежь стремится к объединению ради благородных целей?

Л. Зальменсон: Молодое поколение верит в силу сообщества, что, в общем, не удивительно. Перед их глазами проходят большие и малые общественные протесты, значительную роль в организации которых играют именно объединения людей через Интернет сообщества. Возможно, рождается новый вид коммуникации.

Ведущий: А насколько виртуальные сообщества могут дать человеку ощущение тепла, поддержки, чувство сопричастности? Ведь это, мне кажется, - то, что на самом деле ищут все, потому что, в конце концов, всё в жизни сводится к нашим взаимоотношениям.

Л. Зальменсон: Есть исследования, которые подтверждают это, но я сошлюсь на личный пример. В юности я участвовал в анонимном сообществе любителей фильмов ужасов. Так вот, там я ощутил настоящее единение с другими членами группы, которое появилось благодаря глубине и открытости разговоров, большей степени откровенности, чем в обычной жизни.

В связи с этим, я бы хотел указать на некоторую дилемму. Раньше, оставаясь анонимными, мы позволяли себе раскрывать свой внутренний мир, так как чувствовали себя защищенными. Сегодня, раскрывая свои настоящие данные, мы опасаемся по-настоящему раскрыться.

Ведущий: Вы сказали, что Интернет сообщества могут организовываться с какой-то практической целью. Насколько они в этом самостоятельны? Или какие-то коммерческие или политические организации инициируют и контролируют эти процессы?

Л. Зальменсон: Большинство сообществ, действия которых привели к общественным выступлениям, были самостоятельны и ими никто не манипулировал. Вместе с тем, есть немало коммерческих организаций, которые, преследуя свои цели, заинтересованы в создании сообществ. По большей части это связанно с какой-то торговой маркой, например, сообщество Apple. Подобные объединения, как правило, преследуют практические цели. В результате случается, что фирмы закрывают отделы по обслуживанию клиентов по телефону, а эти функции берут на себя форумы на «фирменных» сайтах. Интересно, кстати, что такие сообщества по своим признакам очень похожи на религиозные: и те, и другие характеризуются преклонением, единением, особенными церемониями и т.д.

Ведущий: Есть ощущение, что все эти процессы нашего виртуального взаимодействия находятся в непрерывном развитии…

Л. Зальменсон: На самом деле, мы еще только обживаемся в виртуальном пространстве. Общаемся, учимся общаться и одновременно изучаем, анализируем формы этого нашего взаимодействия. Нет сомнений, мы еще многое про себя узнаем.

Подготовила Марина Бухарова

Перевод Галит Шайкевич

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке