Читайте также
В прошлую пятницу госсекретарь США Джон Керри сообщил в Иордании о начале прямых переговоров между Израилем и палестинцами, которые начнутся в Вашингтоне на следующей неделе. Таким образом, Керри подбил баланс своим усилиям в Рамалле, Аммане и Иерусалиме и, как считают многие аналитики, ему удалось добиться согласия палестинской стороны на переговоры без предварительных условий. Причина такой внезапной уступчивости проста и незамысловата: Керри пригрозил, что Штаты попросту автономии денег не дадут. Теперь нам остается верить только самому Керри, как единственному лицу, которое будет сообщать официальную информацию о ходе переговоров, «а любая другая информация по данному поводу – недостоверна». Понимай, недостоверно заявление высокопоставленного представителя ООП Ясера Абд-Рабо о том, что палестинское руководство еще не приняло решения относительно возобновления прямых мирных переговоров с Израилем. И надо ли верить палестинским источникам, которые утверждали, что госсекретарь передал Абу Мазену письмо с гарантиями относительно предстоящих мирных переговоров, в рамках которых диалог будет вестись на основе границ 1967 года?
В любом случае, американская дипломатия должна записать в свою копилку серьезную победу, а сторонам только и осталось представить грядущие переговоры как исключительно собственное достижение.
Нетаниягу горд отсутствием предварительных условий, раис Абу Мазен считает, что израильтяне согласились на его главное условие – границы 1967 года. Керри завернул готовность палестинцев на прямой диалог в симпатичный фантик – если верить журналистам, то Аббас согласился отказаться от планов одностороннего обращения в ООН в сентябре 2013 года. Для нас это было бы катастрофой, а после демарша объединенной Европы до признания палестинского государства было рукой подать. Керри затормозил Абу Мазена в этом вопросе минимум на год.
Обе стороны крайне озабочены собственным имиджем. Вопреки надеждам, палестинцам не удалось надавить на Израиль настолько, чтобы тот сообщил о замораживании строительства на территориях, но, судя по всему, раис добился обязательства от Нетаниягу уменьшить объемы строительства. Палестинцы требовали выпустить сотни заключенных из израильских тюрем, включая тех, у кого кровь на руках. Биби удалось ограничить это число до 85-ти в массе своей пожилых заключенных, так что нет опасений, что они вернутся к террору. У Нетаниягу и Абу Мазена схожие проблемы, а именно – убедить собственные правительства, что достигнутые условия старта переговоров были наилучшими.
У Биби принципиальное согласие на переговоры вызвало негативную реакцию как собственного дома - Ликуда, так и всей правой коалиции. Авигдор Либерман в ожидании решения суда по своему делу до этого на раскол не пойдет, хотя не верит ни в переговоры, ни в Абу Мазена. Если бы суд потянул со своим вердиктом еще пару лет, Биби был бы счастлив и не боялся раскола коалиции. Ивету сегодня только и остается, что скептически комментировать грядущее событие, он не скрывает своего мнения, что переговоры закончатся ничем. Кроме собственного дома и «Нашего дома Израиль» небедный домовладелец Биби опасается также «Еврейского дома» и его лидера Нафтали Беннета. Беннет недавно назвал палестинскую тему «колючкой в заднице». Соратник Беннета Ури Ариэль пошел еще дальше и сообщил, что если премьер решит заморозить строительство на территориях, он ему не подчинится. Нетаниягу, похоже, был готов к подобной реакции «Еврейского дома» и зондировал почву на предмет замены «Байт ха-Йегуди» партией Авода. Делает это премьер нарочито громко, при прямой поддержке президента Переса, наш номинальный глава государства спит и видит Аводу в коалиции. Шелли Яхимович, в свою очередь, заявила, что если Нетаниягу столкнется с противодействием правого фланга коалиции, Авода обеспечит ему необходимое парламентское большинство.
Дошлые израильские аналитики даже рассмотрели сценарий бунта правого крыла Ликуда, «Еврейского дома» и НДИ и привлечения в новую коалицию Аводы и ультраортодоксов. Абсолютно надежен и всей душой поддерживает переговоры лидер «Еш Атид» Яир Лапид. Видный функционер этой партии Яков Пери признает, что переговоры с палестинцами могут стать причиной коалиционного кризиса, но считает, что среди депутатов Кнессета большинство выступают в поддержку мирного процесса. К этому большинству, безусловно, следует присоединить страстно желающий вернуться к границам 1967 года МЕРЕЦ.
Израиль на переговорах будут представлять министр юстиции Ципи Ливни и спецпосланник Нетаниягу адвокат Ицхак Молхо. Палестинскую делегацию возглавит Саиб Арикат, один из высших чиновников ПА. На определенном этапе должны напрямую подключиться Биньямин Нетаниягу и Махмуд Аббас. В обстановке полной секретности, чтобы избежать общественного давления на стороны, будут обсуждаться все камни преткновения: Восточный Иерусалим, палестинские беженцы, границы, признание Израиля еврейским государством. Шанс, что Биби откажется от Восточного Иерусалима, согласится на границы 67 года и возвращение беженцев, близок к нулю, скептиков, разделяющих позицию Либермана о том, что эти переговоры накроются медным тазом, у нас в Израиле предостаточно, но для Биби важно представить ситуацию так, будто он готов двигаться, согласно собственному курсу, к двум государствам для двух народов. Его куда более щедрый предшественник Эхуд Барак обещал Арафату 92 процента территорий и международный контроль над святыми местами в Иерусалиме, однако и эти посулы не помогли. Сторонники переговоров надеются, что американцам удастся надавить на обе стороны с тем, чтобы они пошли на компромисс.
Сообщение о начале переговоров появилось в хорошее для Биби время и максимально нивелировало решение Евросоюза о бойкоте израильских товаров, произведенных в Иудее и Самарии. К санкциям, как писали, даже присоединились Италия и Германия, однако ФРГ официально объявила, что дистанцируется от принятой Евросоюзом директивы, запрещающей финансирование, сотрудничество, выделение грантов, стипендий и премий государственным и частным организациям, находящимся на территории еврейских поселений в Иудее, Самарии и Восточном Иерусалиме.
Между прочим, по заявлению депутата бундестага Филиппа Мисфельдера, из 80 миллионов евро, инвестированных Евросоюзом за последние 7 лет в израильскую экономику, лишь 0,5 процента получили предприятия, расположенные на так называемых территориях.
Биби провел телефонные переговоры с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозо, и позиция последнего была как-то смягчена. Смягчена, очевидно, благодаря заявлению Керри о начале переговоров. Так что есть что возразить скептикам.