Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Измышление истины

Особое очарование спектаклю придает то, что в полном соответствии с заявленным в самом начале стилем его участники ведут с нами свободный диалог о происходящем.

21.07.2013
Источник:mnenia.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

Читайте также

Вы еще не ходили на "5 кило сахара" в "Ангаре" театра "Гешер"? Вы много потеряли. Это один из лучших спектаклей, виденных мной за последние годы.

Он уже в первые минуты заставляет тебя выпрямиться в кресле, приковывает к себе все твое внимание. И это при том, что, на первый взгляд, происходит на сцене не очень много. Актер выходит на авансцену, представляется Гуром Кореном – тем самым, который, как это следует из программки, и написал эту пьесу. В доказательство он достает из сумки паспорт и предлагает зрителям с первого ряда убедиться, что так оно и есть. Гур сам взялся исполнить роль в своей пьесе, поскольку она посвящена реальным событиям, в ней рассказывается о том, что произошло с ним. Он готов поклясться, что все, о чем он сейчас расскажет – чистая права, никаких домыслов, приукрашиваний, измышлений, призванных позабавить публику.

Клятва его нисколько не излишняя, потому что сразу вслед за этим начинают происходить невероятные вещи. На связь с Гуром выходит человек, который давно уже отбыл в мир иной, ведет с ним беседу и обращается к нему с просьбой…

Здесь я касаюсь главного на мой взгляд, достоинства спектакля: создание образа главного героя, который в сущности на сцене не появляется. Создают его актеры (Рона Беккерман, Цион Ашкенази, Юваль Янай, Ноа Колер и др.) – в пространстве между залом и рампой методом, который я сравнил бы с голографией. И образ в конечном счете получается не менее "осязаемым", "материальным" чем другие герои.

Не буду пересказывать сюжет, чтобы не испортить вам впечатление, только скажу, что в начале спектакля герой получает задание, которое на первый взгляд кажется легким, но на деле оказывается невыполнимым именно для него. Тем не менее он прилагает все усилия для достижения цели. По ходу он сталкивается со многими людьми, что позволяет создателям спектакля представить нам красочную галерею типов, знакомых нам из израильской жизни.

Особое очарование спектаклю придает то, что в полном соответствии с заявленным в самом начале стилем его участники ведут с нами свободный диалог о происходящем, честно рассказывают о своих творческих, этических и даже меркантильных разногласиях. Такой творческий прием я называю "приглашение к авторскому столу", или, если хотите – "на творческую кухню". Театр смело позволяет зрителям заглянуть "за кулисы", с деланной наивностью демонстрирует изнанку и швы постановки, что обычно стараются тщательно скрыть. Артисты откровенно рассказывают о своих сомнениях, колебаниях, возникавших в ходе написания пьесы и переноса ее на сцену.

Они как бы сами немного отдаляются и дают оценку пьесе, мизансценам, декорациям, останавливают ход спектакля и чтобы поспорить, подбодрить, покритиковать…

Герой Гура как на репетиции обращается к осветителю, перебрасывается не относящимися к пьесе репликами с другими персонажами и так далее. И все это – в рамках хорошего вкуса, строго дозировано, чтобы не вызывать скуки. Такое построение позволяет насытить спектакль шутками, остротами, в нем много лукавого подмигивания зрителю.

На проведенном недавно обсуждении спектакля один из критиков выразил недовольство некоторыми сценами, которые он назвал "эротическими". Существует четкий критерий того, что допустимо, а что не допустимо в театре. В случае со спектаклем "5 кило сахара" "смелые" сцены - естественная часть образной системы произведения. Например, преувеличенный интерес героя к женской груди необходим для того, чтобы продемонстрировать его приоритеты и показать, на какую жертву ему придется пойти, чтобы выполнить полученное задание. Без этого конфликт становится умозрительным и неубедительным. Не говоря уже о том, что эти сцены помогают добавить яркие краски к "голографическому" образу невидимого главного героя.

Особенность этой работы театра "Гешер" - в полной гармонии между пьесой и постановкой. Мне, как записному театралу, не составляет труда распознать, где в постановке вклад драматурга, где – работа постановщика (пьесу поставил Евгений Арье), где приложили усилия актеры. Тем не менее вынужден признаться, что в "5 кило сахара" мне не удалось различить границы этих "епархий". Создается впечатление, что пьеса писалась в процессе репетиций, а репетиции проводились по ходу написания пьесы. Я не раз говорил себе: не может быть, чтобы этот отрывок был написан задолго до того, как нашли сценическое решение для него, что в пьесе нет указания, как будет действовать актер во время этого диалога… Нет зазоров между сферами, иголку не просунешь.

Несмотря на все похвалы и комплименты есть у меня и критическое замечание. Я испытал некоторое разочарование, когда обманулся в своих надеждах на то, что пять мешочков с сахаром, которые персонажи торжественно развесили в начале спектакля, потом никак "не выстрелили", не помогли обогащению образного ряда спектакля. Жаль, что не был реализован заложенный в них художественный потенциал. И это в театре, который может обыграть все, что оказывается на сцене. Мешочки эти так и висели между небом и землей все полтора часа. А ведь не зря же они вынесены в название пьесы.

И в окончание отмечу: несмотря на все сказанное, это не поднадоевший скучный и серый реализм. Нас всегда интригует – а что же происходит в других мирах? Я представляю, что сейчас вы совсем сбиты с толку этими "настоящий", "непридуманный", "голографический", "иной мир", изнанка и швы. Помочь ничем не могу – нет у меня разрешения пересказать вам сюжет. Остается одно – пойти и самим посмотреть спектакль.

*******

Эта же статья на иврите – здесь: http://www.news1.co.il/Archive/0024-D-85194-00.html

Фото: Гади Дагон

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке