Читайте также
Нынешнее лето порадовало любителей кино в Ливане большим разнообразием. В кинотеатрах страны можно найти фильмы на любой вкус.
Прохладные кондиционированные многозальные кинотеатры Бейрута и других ливанских городов пестрят рекламами супергероя из фильма "Росомаха: Бессмертный" (The Wolverine) и витринами со смурфиками, возвещающими о возвращении героев фильма Smurfs.
Однако есть одна картина, которую, если и выпустят когда-нибудь в прокат, то очень нескоро.
А ее автору, ливанскому кинорежиссеру Зиаду Дуейри, не суждено будет на престижном кинофестивале пройтись по красному ковру или просто приехать на премьеру своей киноленты в родной город.
"Атака" – это напряженная захватывающая драма, действие которой разыгрывается после взрыва самоубийцы-смертницы в Израиле.
А не выйдет она на экраны, судя по всему, из-за того, что часть фильма снималась в Израиле, и в нем – наряду с арабскими актерами - снимались израильтяне.
Все это придает картине особую достоверность, но в то же время является нарушением ливанского закона от 1955 года, запрещающего любые контакты с Израилем и израильтянами.
Я беседовал с Зиадом Дуейри в Нью-Йорке, и он сказал мне, что отношение к фильму в Ливане его расстроило, но не удивило.
"Я знал об этом законе, - сказал он. – Я знал, что некоторые круги будут вопить от возмущения. Но я кинорежиссер. Я иду на риск, чтобы сделать фильм. Я не собирался делать политическое заявление".
Понять истоки трагедии
Закон о бойкоте Израиля был принят в Ливане вскоре после образования в 1948 году государства Израиль и возникновения связанного с этим ближневосточного конфликта. Его целью было объявление своего рода экономической войны Израилю.
В результате на официальном уровне ливанские организации ведут себя так, будто Израиля не существует вовсе.
Попробуйте снять трубку телефона в Бейруте и набрать израильский номер. Вы услышите либо сигнал "занято", даже не закончив набирать номер, либо никаких гудков не будет вообще. В любом случае, дозвониться вы не сможете.
Но снимать фильм в Израиле никакие государственные чиновники запретить не могут.
Режиссер Дуейри возмущен реакцией Лиги арабских государств, осудивших его новый фильм.
"Посмотрите, что происходит в арабском мире сегодня, что творится в Сирии: все эти чудовищные преступления, изнасилования, применение химического оружия… Члены ЛАГ так до сих пор и не могут выработать единую позицию по поводу происходящего в этой стране. Но тут они вдруг объединились и в один голос заявили, что фильм нужно запретить", - посетовал он.
В фильме "Атака" благополучный арабский врач, живущий и работающий в Израиле, пытается разобраться в чудовищном поступке жены, которая в Израиле стала подрывником-самоубийцей. Чтобы понять истоки трагедии, он оправляется на Западный берег.
Это очень человеческий фильм, без всякой политизированности или ангажированности. Удивительно то, что цензоры из ливанского министерства, которые по-прежнему имеют большое влияние в стране, не были против картины Дуейри.
Однако даже если фильм сняли не из-за цензуры, а из-за экономического бойкота Израиля, все равно стоит подумать над тем, имеет ли государство право решать, какие фильмы народу можно смотреть.
Сейчас широкое распространение интернета уменьшает эффективность цензуры. И хотя вы не можете дозвониться из Бейрута в Тель-Авив, вы, если надо, вероятно, сможете связаться по скайпу.
Даже если вы не увидите картину в кинотеатре, возможно, вам удастся скачать ее на свой компьютер.
"Цензуру осуществлять становится все труднее из-за интернета, но главные цензоры не сдаются, - поясняет Айман Мханна из бейрутской организации SKeyes Foundation, борющейся за свободу информации. – Вы можете себе представить, чтобы тех же самых людей, которые штампуют паспорта в аэропорту, на следующей неделе перевели в другой отдел, где они бы решали, какие фильмы пропустить, а какие – запретить? Это же просто смешно".
Общая работа
Однако существующее положение вряд ли может измениться в ближайшее время.
Ливанцы не отстают от жизни и пользуются всеми техническими новинками. Так что не стоит удивляться, что запрещенный фильм они, скорее всего, посмотрят либо на пиратских дисках, либо скачают из интернета. А возможно, они уже его посмотрели.
Я разговаривал о фильме "Атака" с одним из его героев – израильским актером Ури Гавриэлем, играющим роль напористого полицейского следователя. Актер тоже высказывает сожаление, что ливанские зрители не смогут посмотреть этот фильм в кинотеатрах.
И не столько из-за содержания, сколько из-за того, как весь этот проект был осуществлен, считает актер.
"Прежде всего, мы сделали что-то все вместе: израильские и палестинские актеры под руководством режиссера-ливанца. Картина показывает, что с обеих сторон есть люди, которые могут говорить друг с другом. Мы можем работать вместе и вместе делать искусство. Мы можем делать очень многое вместе – даже при существующих политических проблемах", - указал он.
Кевин Коннолли
На фото: израильский актер Ури Гавриэли