Читайте также
То, что в Израиле отсутствует институт светского брака, а также не признаются браки, заключенные реформистскими и консервативными раввинами, общеизвестно. Однако не все знают, что далеко не каждый ортодоксальный раввин может совершать признаваемую государством церемонию бракосочетания: согласно израильскому законодательству, обязанности сотрудников ЗАГСа могут исполнять только раввины, являющиеся официальными представителями государственного раввината и действующие от его имени.
Правда, из этого правила есть исключение, поскольку некоторые животные, как всегда, равнее. Израильские ультра-ортодоксы, из идеологических соображений не признающие государственный раввинат, традиционно женятся у своих раввинов. Тем не менее, государственные органы, по распоряжению соответствующих министров, признают заключенные этими раввинами браки как меняющие гражданское состояние, так что ультра-ортодоксальные пары получают все права и льготы, положенные молодоженам.
Именно этим прецедентом и воспользовалась группа раввинов-сионистов, создавших организацию Цоар. Основную свою задачу эти раввины видели в том, чтобы организовывать традиционные свадебные церемонии для нерелигиозных израильтян. Поэтому перед свадьбой раввины Цоара подолгу беседуют с женихом и невестой, стараясь максимально, насколько это возможно с точки зрения религиозных канонов, учесть их пожелания относительно церемонии.
В последние годы автору этих строк довелось наблюдать в действии и "казенных" раввинов, и раввинов Цоара. Большой разности, на мой взгляд, не наблюдалось. Тем не менее, у нерелигиозной израильской публики Цоар быстро завоевал популярность – по отчетам организации, за последние годы ее раввины заключили несколько десятков тысяч браков.
Большая часть браков, заключенных раввинами Цоара, регистрировалась в небольшом городке Шоам, раввином которого является глава организации р. Давид Став. В результате в населенном пункте с населением менее двадцати тысяч человек ежегодно регистрировалось до двух тысяч браков. Однако несколько дней назад министерство религий отказалось выдать раввинату Шоама необходимое количество бланков для регистрации, без которых церемонии, совершаемые раввинами Цоара, будут иметь такой же неофициальный статус, как и браки, заключенные консерваторами и реформистами. Иными словами, раввинам-сионистам недвусмысленно дали понять, что в их деятельности религиозный истеблишмент не нуждается.
Формально министр по делам религий применил по отношению к Шоаму действующий еще с момента создания государства Израиль закон, согласно которому брак может быть зарегистрирован только в раввинате по месту жительства жениха или невесты. Однако, как мы уже сказали, для ультра-ортодоксов и их раввинов этот закон не применяется много лет, так что никто не сомневается, что ссылка на параграфы законодательства является не более чем предлогом.
В израильской прессе прозвучало несколько объяснений столь неожиданного решения министерства религии. Естественно, возникла версия о партийной мести – министерство культов в правительстве Нетаньяху возглавляет Яков Марги - от ультра-ортодоксальной партии Шас, представляющей интересы восточных евреев. Некоторые обозреватели рассматривают эту историю в контексте многолетних скандалов с государственными и армейскими гиюрами, о которых мы уже неоднократно писали. В отличие от казенных раввинов, сотрудники Цоара никогда не сомневались в еврействе прозелитов. Возможно, все эти соображения действительно имели место. Тем не менее, рискну предположить, что за решением Якова Марги стояли и другие, гораздо более приземленные цели и интересы. Дело в том, что для казенных раввинов свадьба является, помимо прочего, источником дополнительных доходов – хотя законом это запрещено, но редкий раввин уезжает со свадьбы, не положив в карман чаевые в размере нескольких сотен шекелей. Среди раввинов даже ходит поговорка: "Ахнасат кала – ахнаса кала" ("Выдача замуж невесты – легкий заработок"). Светскую публику это раздражает чрезвычайно, однако поскольку никто не хочет омрачать свадьбу скандалом, большинство чертыхается, но платит.
Объявив о создании своей организации, раввины Цоара, среди прочего, заявили, что принципиально не будут брать денег за свои услуги, и, насколько нам известно, до сих пор строго придерживаются этого принципа. Собственно, именно с этим во многом и была связана колоссальная популярность этой организации. В свою очередь, казенные раввины уже давно с неодобрением смотрели на деятельность коллег-бессребреников, и как только представился случай – попытались руками министра расправиться с конкурентами.
В настоящий момент Цоар развернул мощную кампанию в израильских СМИ, пытаясь вынудить министерство изменить свое решение. В качестве главного аргумента приводятся многочисленные заявления светских израильтян, что если альтернативы казенному раввинату не будет, они предпочтут заключить гражданский брак на Кипре или в Праге. Сильно сомневаюсь, что эти аргументы сильно повлияют на религиозный истеблишмент. Во-первых, то, что происходит у светских израильтян, ультра-ортодоксов в принципе волнует не слишком сильно. А во-вторых, люди в раввинате работают тертые, и хорошо понимают, что добрая половина тех, кто грозится поехать на Кипр, в конечном итоге согласится на традиционную свадьбу в Израиле (например, из-за религиозных родственников). А раз так, то свою небольшую копеечку казенный раввинат с этого получит.