Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Почему ортодоксам наплевать на закон о всеобщем призыве в ЦАХАЛ

Они не скрывают того, что закон интересует их только в том случае, если он им выгоден.

04.06.2013
Источник:Курсор
ShutterStock

Читайте также

Ультраортодоксальный юрист Дов Гельберталь отличается внятным риторическим стилем. Он не пытается скрывать позиции харедим, не пытается изворачиваться и льстить. Он говорит по-израильски - четко и прямо, используя выражения, принятые в секулярной среде. И вместе с тем он представляет наиболее экстремистское течение в ультраортодоксальной среде. Поэтому он, возможно, является на сегодняшний день своеобразным «ключом» к разгадке образа мышления харедим.

В программе 10-го канала «В гостях у Лондона и Киршенбаума» он сказал следующее: «Закон о равном распределении гражданских обязанностей («шивьон ба-нетель») является фикцией, потому что харедим никогда не будут ему подчиняться». Просто и ясно.С этого момента дискуссия движется в двух направлениях.Открытая дискуссия – об иерархии ценностей.

Харедим, согласно Гельберталю, раввину Овадье Йосефу, в соответствии со всей ультраортодоксальной риторикой, видят «мир Торы» (так они это называют) главной целью своего существования в мире и в государстве Израиль. Реализация «мира Торы» есть ее постоянное изучение в течение долгих лет. Харедим верят, что посредством изучения Гемары они спасают народ Израиля.

Интересно то, что как раз этот последний аргумент харедим редко озвучивают публично, опасаясь, что он может быть воспринят как согласие с секулярными целями. Это действительно проблематичный аргумент: Гемара – это древний ивритско-арамейский текст, включающий различные галахические толкования. Не больше и не меньше. С тех давних пор еврейский народ продолжил накапливать свой духовный багаж, создавать культурные и философские ценности.

В последние столетия была сформирована блестящая юридическая система, был возрожден древний иврит и фактически был построен Третий Храм, государство Израиль. Без всего этого еврейский народ был бы второстепенной группой населения, лишенной какой бы то ни было значимости в современном мире. Во всем этом изучающие Гемару отказываются принимать участие. Важно изучать Гемару с религиозной и исторической точки зрения. Однако для того, чтобы сохранить еврейский народ, следует, прежде всего, изучать его язык, его литературу, его историю, ТАНАХ, науки, инженерное дело и компьютеры. Харедим изучают Гемару не потому, что она хранит еврейский народ, а потому что она сохраняет, консервирует их самих. Их право.

Но дискуссия, как я отметил, не о ценностях, а совсем о другом. Речь идет об общественном договоре. Общественный договор в современном обществе является фундаментом, на котором это общество существует. Он гласит, что в случае разногласий стороны должны прийти к компромиссу, что позволит совместное существование в дальнейшем.

То, что вызывает особый гнев у большей части израильского общества – это не стремление харедим сохранять свои ценности, а ощущение, что сама идея общественного договора их нисколько не волнует. Им на это наплевать. У них есть свой договор – между ними и Всевышним. Они не скрывают того, что закон интересует их только в том случае, если он им выгоден. Если же нет – к нему относятся как к назойливой мухе, от которой можно отмахнуться.

Ситуация в странах, куда ворвалась «арабская весна», наглядно демонстрирует то, что происходит там, где теряет силу принцип общественного договора. Если общественный договор не подходит какой-либо группе населения, нет ни единого шанса на разрешение противоречий и сглаживание конфликтов.

Рубик Розенталь, «Маарив»

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке