Читайте также
В последнее время в обществе вновь разгорается дискуссия о еврейско-израильской национальной идентичности. Дискуссия эта носит, вне всякого сомнения, достаточно провокационный характер и заставляет ее участников задавать весьма сложные вопросы.
С одной стороны, есть израильтяне, которые определяют себе "неевреями" или "израильтянами по национальности". Они утверждают, что еврейский народ был "изобретен" лишь в конце XIX века сионистским движением в качестве повода для создания государства Израиль. Противники этих людей называют их левыми радикалами, стремящимися к созданию двунационального государства на территории всей исторической Палестины (Эрец-Исраэль).
На противоположном конце шкалы - ортодоксальный подход, который в значительной степени разделяют евреи, принадлежащие к национально-религиозному лагерю, и многие секулярные израильтяне. В соответствии с этим подходом, религия является исключительным фундаментом для определения национальной принадлежности, то есть определения того, что является еврейским народом.На самом деле обе стороны не совсем правы. Была и до сих пор существует национальность (или народ – нет особой разницы между этими понятиями) "еврей", которая не базируется исключительно на религиозном факторе.Во-первых, следует понять, что все, кто является частью (или считает себя частью) еврейского народа, не представляют собой некую гомогенную группу. Среди ультраортодоксов есть многочисленные общины. То же касается и религиозно-национальных израильтян. То же самое имеет место в случае с секулярными гражданами, включая атеистов. И даже среди тех, кто считает себя израильтянами-неевреями.Поэтому следует рассмотреть по отдельности аргументы разных общин, коснуться не только тех двух, отмеченных мною выше, подходов, которые находятся сегодня в центре общественной дискуссии.Основные разногласия между сторонниками различных концепций сводятся к двум вещам: в чем заключается суть национальной идентификации и какова историческая подоплека того, что мы называем еврейской национальной идентичностью. Согласно современным исследованиями и теориям, идентичность всех народов (включая евреев) базируется на нескольких фундаментальных принципах. Вот наиболее важные из них.Генетическое происхождение, важный элемент концепции национальной идентичности, к которому многие не относятся с достаточной серьезностью. Согласно многим исследованиям, генетическое происхождение евреев имеет общий источник: корни лежат в древности, в различных районах Ближнего Востока. У большинства живущих сегодня евреев есть общий генетический фундамент. В связи с проживанием еврейских общин в различных частях света, а также в связи со смешанными браками, этот фундамент не является абсолютным, но он общий для подавляющей части современных евреев.Еще один важный элемент – этническое происхождение еврейского народа. Все семьи, племена, общины, покинувшие Эрец-Исраэль в древние времена, создали общий фундамент для объединения. Объединившись, все эти племена создали еврейский народ. Лишь после появления диаспор на Ближнем Востоке религия стала играть важную объединяющую функцию.В отсутствии территориального единства, после разрушения Второго Храма, религия стала играть важную роль, но не единственную, в деле сохранения национальной еврейской идентичности – до создания еврейского ишува в Эрец-Исраэль в конце XIX века.В противовес тем, кто отрицает еврейскую идентификацию, большая часть евреев разделяет и общие культурные ценности – поведение индивидов и групп, праздники и торжества, чтение религиозных и секулярных текстов, гордость за достижения своих соплеменников (еврейских ученых, писателей, интеллектуалов, людей искусства). Кроме того, евреи в Израиле и диаспоре стремятся найти способы избежать ассимиляции. Это не ново. Большая часть еврейских общин мира сохраняет связь с Израилем.Габи Шефер, "Гаарец"