Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Гражданская война в Сирии грозит превратиться в региональную конфессиональную войну

Сохраняющееся враждебное бездействие между Асадом и Израилем было выгодно.

28.05.2013
Источник:ИноСМИ.Ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

После вмешательства ливанской «Хезболлы» в гражданскую войну в Сирии этот конфликт стал представлять собой угрозу и для соседних стран. Сражение за небольшой город Кусейр на западе страны может стать поворотным пунктом в ходе войны в Сирии.

Это был абсурдный момент в борьбе за небольшой город, когда в прошлый понедельник на сирийском государственном телевидении был показан устарелый израильский военный джип. Солдаты сирийской армии захватили его в Кусейре, и, как было сказано, он является убедительным доказательством вмешательства в конфликт Израиля. И даже более того, как подчеркнуло государственное информационное агентство Sana: «Это подтверждает, что Израиль, Турция и Катар осуществляют агрессию против Сирии из единого центра оперативного управления!»

Однако остается неясным, почему они это делают с помощью автомобиля, последний экземпляр которого был списан десять лет назад. Как оказалось, этот автомобиль был музейным экспонатом. До вывода израильской армии из южной части Ливана в мае 2000 года он использовался в военной тюрьме Хиям для перевозки заключенных. Затем «Хезболла» устроила там мемориальный комплекс, и после этого, судя по всему, переправила этот джип в Кусейр. В таком случае становится понятным, почему на представленных кадрах рядом с этим автомобилем можно было заметить колесный тягач.

Но если оставить в стороне вопросы пропаганды, то можно сказать, что ожесточенная битва за Кусейр может стать поворотным пунктом в сирийской гражданской войне: впервые для всех стало очевидным, что военные формирования ливанской «Хезболлы» ведут наземные бои против повстанцев, тогда как сирийская армия атакует с флангов при помощи танков и прежде всего авиационных ударов.

И войска Ирана, союзника Сирии, сражаются за Кусейр, оказывая помощь аль-Асаду. Восстание в этой стране грозит выйти за рамки одного государства и распространиться вдоль самой напряженной линии на Ближнем Востоке, проходящей между суннитами и шиитами. Пока отмечались лишь отдельные столкновения между представителями обеих конфессиональных групп в Ливане, в Ираке, а также в Саудовской Аравии, но теперь они могут попасть в водоворот происходящего конфликта, после чего в него будет вовлечен уже весь регион.То, что делается в Кусейре при помощи оружия, было подтверждено с использованием выразительных слов генеральным секретарем «Хезболлы» Хассаном Насраллой еще 30 апреля. После визита в Тегеран он, по сути, провозгласил религиозную войну: повстанцы в Сирии, по его словам, это «такфиристы», суннитские фанатики, считающие шиитов еретиками, они воюют против шиитов и пытаются осквернить их святые места. Поэтому, как сказал Насралла, нужно их опередить и всеми способами оказывать помощь братьям по вере, сплотившимся вокруг Асада.

После этого в течение нескольких недель подразделения «Хезболлы» пересекали границу и затем замыкали кольцо окружения в районе Кусейра. Восемь дней назад начался штурм уже давно разбомбленного и лежащего в развалинах города. Еще в прошлый понедельник сирийские государственные средства массовой информации сообщили о неотвратимой и скорой победе. Тем не менее в прошлую пятницу подразделения повстанцев еще вели боевые действия среди руин города. Кроме того, дополнительные части повстанцев направляются в Кусейр из Алеппо, и то же самое можно сказать о подразделениях «Хезболлы».

Только за первые два дня этого сражения погибли около сотни повстанцев, а также почти 40 элитных бойцов «Хезболлы» - таких больших потерь у нее не было с момента войны против Израиля в 2006 году. До последнего времени «Хезболла» очень сдержанно хоронила своих погибших в Сирии солдат, но теперь их несут к могиле в сопровождении почетного караула. Смысл послания: каждый погибший солдат – это обязательство продолжать борьбу.

Однако отчаянная пропагандистская акция с музейным джипом также показывает, насколько некомфортно чувствует себя «Партия Аллаха», когда речь идет об опасности разрушения создаваемого ей на протяжении 30 лет имиджа защитника Ливана от Израиля. Мнимый арабский «Давид», постоянно противостоявший «Голиафу» Израилю, превратился в сектанскую группа в исламском братском раздоре.

Ливан, сохранявший в течение многих лет статус единого государства во многом благодаря соглашению о моратории своих религиозных партий, теперь движется в сторону участия в войне своего соседа. В Триполи на прошедшей неделе произошли наиболее интенсивные за последнее время бои между алавитской милицией и суннитскими радикалами. И когда «Хезболла» захотела провести похоронное шествие в Сидоне на юге страны, там тоже вспыхнули волнения.

Суннитские джихадисты стекаются в Сирию в неподдающемся учету количестве со всего арабского мира. Однако их старый, отмеченный влиянием Аль-Каиды образ врага в борьбе против Запада, против евреев, короче, против всех неверных, бледнеет и меняется. Теперь борьба ведется против тех, кого представляют в черном цвете как действительных предателей ислама, то есть шиитов. Призыв Насраллы к братоубийственной войны находит громогласный отклик.

Кусейр расположен примерно в 200 километрах от израильской границы. Теперь «Хезболла» ведет там борьбу против тех, кто в свое время предоставил убежище бежавшим от израильских бомбардировок ливанцам, и этот факт не делает в их глазах популярным участие в сирийском конфликте. Однако Кусейр является важным пунктом, так как здесь пролегает путь к повстанцам, расположившимся в бывшем индустриальном городе Хомсе. А также потому, что рядом проходит автомобильная дорога: если сирийский режим удерживает открытыми эти артерии снабжения, то тогда войска могут курсировать между своим расположенным на побережье районом возможного вывода войск и Дамаском.

Кроме того, в этом случае можно также доставлять в столицу прибывающие в порт Тартус ракеты и другое военное оборудование.

Уже в течение последних двух месяцев армия Асада стянула кольцо по большому радиусу вокруг Дамаска и окружила таким образом тысячи повстанцев, находящихся в предместье столицы. То, что сейчас происходит в Сирии, можно считать разделением страны на две части.

Сократившиеся, но лояльные элитные войска Асада, алавитская милиция, а также иранские подразделения и «Хезболла» удерживают западную часть страны: от Дамаска до побережья на севере. Сюда относятся также населенная друзами провинция Сувейда на юге, а также части пустыни к востоку от Дамаска и Хомса. Повстанцы, за исключением нескольких армейских бастионов, удерживают остальную часть территории: Идлиб на севере, значительные по территории регионы у Алеппо, а также курдские регионы – Дейр аль-Зор на востоке и на юго-востоке.

Несоответствующими действительности оказались сообщения западных информационных агентств о том, что с падением Кусейра повстанцы будут отрезаны от всех путей поставки оружия. На самом деле только один подобный маршрут проходит через Кусейр. Вся граница с Турцией, за исключением одного перехода, находится в руках повстанцев. Такая же ситуация на границе с Иорданией и даже на границе с Ираком, правительство которого терпимо относится к Асаду.

Блокированными оказались не транспортные пути – вот уже в течение нескольких недель практически перестали осуществляться санкционированные Турцией и Иорданией поставки боеприпасов, «калашниковых», и противотанковых минометов. Без одобрения Америки Турция и страны Персидского залива не поставляют оружие. А Вашингтон намерен дождаться проведения запланированной теперь на июнь международной мирной конференции.

Вместе с тем Соединенные Штаты и Европа толком не знают, что они должны делать. На встрече министров иностранных дел Евросоюза в этот понедельник должно быть прояснено, что следует предпринять после окончания в конце мая действия эмбарго на поставки оружия. Франция и Великобритания склоняются к оказанию военной помощи повстанцам, тогда как федеральное правительство считает лучшей стратегией воздержаться от подобных действий.Союзники Асада тем временем поддерживают в рабочем состоянии военную машину диктатора. Как рассказал на прошлой неделе дезертировавший и находящийся сейчас в эмиграции в столице Иордании Аммане генерал ВВС Авад аль-Зуби (Awad al-Subi), в настоящее время каждое утро спецотдел № 720 сирийских военно-воздушных сил составляет список заказов для Тегерана. Дело в том, что после 15 000 боевых вылетов ощущается нехватка не только бомб, но и других материалов – шин, гидравлического масла, запасных частей, керосина.«Почти каждый день приземляются иранские транспортные самолеты с заказанным грузом, - утверждает Зуби, которого приютил на своей вилле один из саудовских племенных вождей. - Если поставки прекратятся, то военно-воздушные силы через две недели окажутся в сложном положении».

Иран и «Хезболла» сохраняют верность Дамаску. Суннитские соседи вокруг Сирии в военном отношении ведут себя сдержанно, однако они уже стали выстраиваться вдоль новой фронтовой линии: в конце 2011 года палестинская организации ХАМАС, полностью состоящая из суннитов, покинула Дамаск, где в течение многих лет находились ее спонсируемые Ираном лидеры.

Курды в Турции, в Сирии и в Ираке также являются преимущественно суннитами. Возможно, это оказало помощь в достижении успеха на переговорах между курдской ПКК и турецким правительством после 30 лет гражданской войны. Существенное посредническое содействие в достижении этого прорыва оказал лидер иракских курдов Масуд Барзани. Его войска вот уже несколько недель находятся в состоянии боевой готовности в противостоянии с вооруженными силами, находящимися под командованием иракского премьера Нури аль-Малики. Малики вновь выдавливает суннитов с правительственных и военных постов в Багдаде, в то время как страну потрясают самые мощные террористические акты за последние годы.

Таким образом одни события наталкиваются на другие. Подобно кускам железа, притягиваемого магнитом, вдоль конфессиональных линий выстраиваются государства, этносы, вооруженные группировки, и траншеи между ними становятся все более глубокими.

К этому следует добавить другой тлеющий в течение долгого времени конфликт, который также может быть втянутым в водоворот сирийских событий. Израиль пока пытался вести войну в рамках другой войны – не против военной машины Асада, а только против транспортировки ракет и другого высокотехнологичного оружия из Сирии в адрес «Хезболлы». Руководство в Дамаске, которое в течение десятилетий поддерживало свой имидж фронтового государства в борьбе против «сионистской агрессии», пока оставляло без ответа израильские воздушные налеты. И после бомбардировки, совершенной 5 мая, сирийцы протестовали довольно вяло, заявив о том, что продолжение подобных авианалетов «повысит напряженность в регионе».

Сохраняющееся враждебное бездействие между Асадом и Израилем было в течение долгих лет выгодно обеим сторонам. Дамаск обеспечивал спокойствие на границе с аннексированными израильтянами Голанскими высотами, а в ответ на это Израиль, несмотря на воинственную риторику, оставлял в покое сирийский режим, ограничиваясь нанесением точечных ударов с воздуха. Война чужими руками проводилась в Ливане. Даже после налета, проведенного в начале мая, израильское правительство предприняло усилия для того, чтобы уладить конфликт, и тогда было заявлено: у израильской стороны нет намерения свергать сирийский режим, и речь идет только о «Хезболле».

Если оценивать возможность выбора, против кого воевать, а против кого нет, то Израиль похож на «Хезболлу»: эта организация хотела бы разбить суннитских повстанцев в Сирии, но она не хочет никаких конфликтов с суннитами в Ливане. Но как долго все это может функционировать?

Израиль находится под давлением и намерен препятствовать дальнейшим поставкам ракет «Хезболле». Эта ливанская организация в очередной раз должна соответствовать тому, что утверждает ее пропаганда. Она может направить тысячу человек или даже больше в Кузейр, где нет ни шиитских святынь, ни израильских солдат, и одновременно пассивно наблюдать за бомбардировками, направленными против предназначенных для нее арсеналов.

Обе стороны продолжают угрожать друг другу, однако перспектива открытой война при всей проводимой пропаганде представляется маловероятной. И ничего не изменится даже в том случае, если решение Москвы именно сейчас поставить Сирии современные зенитно-ракетные комплексы С-300 и может сделать подобный вариант немного более вероятным. Пока не ясно, пойдут ли русские в последний момент на уступки. Даже после визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, состоявшегося 14 мая этого года, министр иностранных дел Сергей Лавров объявил о том, что зенитно-ракетные комплексы будут поставлены – договор есть договор.

Если, как это предусмотрено договором, в общей сложности шесть батарей, оснащенные 144 ракетами, в ближайшем будущем будут готовы к применению в Сирии, то тогда абсолютное превосходство Израиля в воздухе прекратится. В таком случае его истребители вскоре после взлета уже будут попадать в зону действия ракет. Интерес России состоит в поддержании власти Асада. С помощью российской противовоздушной обороны во многом будет защищена и «Хезболла».

«Этого не может допустить и не допустит Израиль, - подчеркивает бывший советник по национальной безопасности и генерал в отставке Гиора Эйланд (Giora Eiland). – Для нас это очень сложный вопрос – мы ведь не хотим войны с Россией. Но если эти комплексы все-таки будут поставлены, то наш ответ будет весьма резким».

Юлия Хайер, Кристоф Ройтер, "Der Spiegel", Германия

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке