Читайте также
Вновь возникла тема нанесения удара по иранским ядерным целям. На этот раз с подачи МАГАТЭ, в докладе которого указывается на «продолжающиеся работы в Иране по оптимизации размеров ядерного заряда». Тема, как и водится, была активно поддержана израильскими политическими деятелями. В их ряду «отметился» Президент Израиля Шимон Перес, что придало некую «тяжеловестность» этой дискуссии. Если с Израилем все ясно, мотивация его руководителей объяснима и укладывается в формулу «Карфаген должен быть разрушен», то несколько неожиданной была реакция Вашингтона и Лондона, которые допустили «утечку» об «обеспокоенности и реальной возможности нанесения превентивного удара по иранским «ядерным» целям».
Это что-то новое в риторике американцев, которые ранее говорили о том, что нанесение удара в настоящее время нецелесообразно. При этом приводились ссылки на данные ЦРУ США, которые свидетельствуют о том, что иранцам необходимо еще от 5 до 7 лет, чтобы создать что-то реальное в этой области. Изменение в позиции, а вернее в высказываниях, связано, видимо, исключительно с началом предвыборной кампании в США. «Наивные» израильтяне восприняли этот посыл всерьез и начали убеждать своих основных союзников в необходимости такого удара. Напрасно, поскольку на такие шаги американцы вряд ли пойдут в обозримом будущем. И об этом свидетельствуют несколько моментов.
Во-первых, это пресловутая система ПРО. Пока оно не будет создано на базах в Румынии, ни о каком ударе речь не идет. Задача этой системы, помимо «осваивания» приличной суммы денег, дать Европе гарантии некой «безопасности» в случае адекватного возможного ответа Тегерана на превентивные меры в виде воздушных ударов. Насколько эта мера действительно будет гарантией, является вопросом открытым, поскольку у всех свежи в памяти старые иракские СКАДы, которые несмотря на все «Пэтриоты», спокойно достигали территории Израиля. Сейчас все говорят, что через новую систему ПРО «и мышь не проскочит», но практика может показать совершенно другое, что было не раз. И это опасение присутствует в Европе.
В этой связи стоит дать еще одну версию происходящего «шума». Все эти публикации в западной прессе со ссылкой «на данные спецслужб, доклады МАГАТЭ и т.п.» связаны лишь с приданием нового импульса программе реализации новой системы ПРО, как в Европе, так и в Израиле. Это очень хорошая программа, которая гарантирует ее создателям приличный и стабильный доход на среднесрочную перспективу. Данное обстоятельство очень важно с учетом нынешней экономической сумятицы. Есть серьезные основания считать, что указанная шумиха связана, прежде всего, с битвами за дальнейшее финансирование проектов. Идет борьба за бюджет, только и всего. Отголосками этой борьбы были примерно такая же кампания месяца три назад о том, что «санкции серьезно затормозили реализацию иранцами их ядерной программы».
Во-вторых. Нанесение локального удара по разведанным целям в Иране способно больше «раздразнить иранского зверя», нежели чем реально повлиять на его ядерную программу. Мы не берем сейчас возможность применения ядерного оружия со стороны атакующих, поскольку на это никто не пойдет. Это реально только в случае применения иранцами ядерного оружия первыми, что, несмотря на всю «упертость» Тегерана, маловероятно. Вообще, силу и влияние «молодых волков из КСИР» во главе с нынешним иранским президентом М.Ахмадинежадам преувеличивать не надо. Духовный Лидер ИРИ Али Хаменеи, вокруг которого сплотились влиятельные силы иранской элиты, на протяжении последнего времени несколько раз это доказывал. Например, когда «отстоял» нынешнего руководителя иранской разведки Х.Мослехи, «крови» которого очень хотел Ахмадинежад. Кстати, в качестве предлога последним использовался тезис о «неудовлетворительной работе» на Бахрейне и эпизоды с ликвидацией в Иране ученых-ядерщиков. Напомним, что таких эпизодов за последнее время было три: М.Али Мухаммед, Саджид Шахриари Д.Реза-Нежад. Да и вся эта недавняя оппозиционная вспышка внутри Ирана, в общем-то, тоже не случайна, «парням из КСИР» просто показали лишний раз, благодаря кому они еще находятся у власти. Стоило тогда Хаменеи в разгар всей этой предвыборной кампании лишь слегка «качнутся» в сторону оппозиции, и еще неизвестно, чем бы все это закончилось.
Но пока Ахмадинежад для крупного иранского капитала выгоднее и предпочтительнее. Это связано и с противодействием по линии «шииты-сунниты» с теми же арабскими монархиями Залива, а также с реализацией ядерной программы в той мере, которая будет гарантировать иранской элите «неприкосновенность». Здесь необходимо отдавать себе отчет в том, что иранская элита, несмотря на свои разногласия, едина в стремлении получить «ядерное» средство своей безопасности. Не надо думать, что в Тегеране сидят исключительно самоубийцы, которые спят и видят, как подороже продать свою жизнь. Ахмадинежад со своим ярым антисемитизмом – это лишь внешний антураж для того, чтобы «оседлать» единственную беспроигрышную тему, которая способна дать Ирану возможность распространять свое влияние в мусульманском мире, и оправдать будущее обладание ядерным оружием. Как только такая гарантия безопасности появится, сразу же изменится и правители в Иране, и их риторика. Иранская элита настроена на интегрирование в мировую финансовую систему на равноправных условиях, а не на самоубийство. В этой связи необходимо отличать нынешнюю публичную агитацию со стороны Тегерана на грани истерики с реальными стратегическими замыслами. Такое поведение очень типично для Востока.
В третьих. Как представляется, в Вашингтоне очень отчетливо понимают, что сдержать иранцев в их стремлении обладать ядерным оружием будет очень сложно. Диалог о торге по принципу «вы отказываетесь, мы открываем свои рынки» после ливийской истории невозможен. НАТО сделало на примере Каддафи все возможное для того, чтобы начать ядерную гонку «в третьем мире». Сухопутное вторжение также малореально (не для того уходят американцы из Ирака и Афганистана), воздушный удар по объектам стопроцентного результата не даст. Тем более, что все это необходимо делать без «зонтика ООН» с учетом позиции России и КНР. В этой связи, по данным ряда экспертов, американские фирмы уже начали серьезные консультации с саудовским руководством о начале нескольких совместных ядерных проектов, включая строительство АЭС. Речь идет о реанимации программы, рамочное соглашение о которой было подписано еще в период администрации Дж.Буша-мл. Это может свидетельствовать о том, какую стратегию, в конце концов, выбрали в Белом Доме. По крайней мере, при нынешней администрации, которая, как всегда, сделает все возможное, чтобы передать «по наследству» все самые «неудобные» решения.
Ю.Б.Щегловин