Читайте также
Спецслужбы ЕС: идет массовая вербовка радикалов из Европы для ведения террористической деятельности в Сирии. Закаленные в боях с войсками Асада, исламисты возвращаются в Евросоюз с намерением вести джихад дома. Контроль над прибывающими с Ближнего Востока усилен.Дамаск будет поддерживать контакты со спецпредставителем ООН и ЛАГ по Сирии Лахдаром Брахими, но его мандат должен быть скорректирован. Такова позиция властей Сирии. Они уверены: алжирский дипломат не может выступать как представитель ЛАГ, ибо эта организация более не существует после того, как предоставила место Сирии в своем составе мятежникам и разрешила странам-членам панарабской организации поставлять оружие повстанцам.
Дамаск считает, что Брахими значительно превысил свои полномочия и вышел за рамки мандата на недавнем закрытом заседании в СБ ООН. Напомним, Брахими заявил, что считает ситуацию в Сирии безнадежной, а диалог между конфликтующими сторонами невозможным, а также сообщил, что, по его оценке, отказ президента САР Башара Асада от участия в будущих президентских выборах 2014 года стал бы «огромным конструктивным и благородным вкладом в спасение Сирии». Дамаск расценил этот пассаж как вмешательство во внутренние дела: «Если Брахими действительно желает начать работу со всеми для прекращения насилия, Сирия ожидает от него деятельности по истощению ресурсов терроризма. Он должен разоблачить роль некоторых стран Европы, в частности, Франции, Великобритании, Турции, а также Катара и Саудовской Аравии, которые спонсируют, вооружают, тренируют и способствуют переброске в Сирию террористов из "Джебхат ан-Нусра" и других группировок».
«Продолжение миссии Брахими в качестве международного посредника требует ограничения его миссии только как спецпредставителя ООН, руководствующегося хартией ООН и международным законодательством, с полным осознанием того, что только народ Сирии может принимать решение о будущем Сирии, без всякого вмешательства извне», – сказано в заявлении МИД САР. В Дамаске считают, что доклад спецпредставителя отнюдь не нейтрален и допускает «внешнее вмешательство во внутренние дела Сирии», передает сирийское информационное агентство SANA.
Вчера глава министерства информации САР Омран аз-Зоуби призвал ООН внести Катар в список стран-спонсоров терроризма за поддержку и разностороннюю помощь радикальным исламистам, вторгшимся в Сирию. «Если эти шаги будут сделаны, то тогда, может быть, мы окажемся на правильном пути», – полагает министр.
Химоружие. Сдержанность
Тема применения в Сирии химоружия снова в первых полосах новостей. На сей раз факты использования отравляющих веществ (ОВ) обнаружил Израиль. По данным Тель-Авива, ОВ были неоднократно применены властями против повстанцев в марте, заявили в израильской разведке. Но доказательств разведчики не привели. При этом израильтяне уверены, что таким образом президент Асад зондирует почву в США – ведь обещал же Вашингтон в случае перехода этой «красной линии» отреагировать жестко. Отметим, ранее, когда мятежники говорили о применении ОВ Асадом, Израиль отрицал эти сообщения.
Теперь США не хотят спешить. Как заявил официальный представитель Белого дома Джей Карни, Вашингтон «ищет убедительных доказательств применения химического оружия, если таковые имеются». И госсекретарь Джон Кэрри, недавно встречавшийся с израильским премьером Биньямином Нетаньяху, рассказал, что тот «не смог подтвердить» того, что говорит разведка.
В самом деле, для того чтобы точно знать, применялось оружие или нет, необходимо как минимум проанализировать пробы почвы, отобранные сразу после использования подозрительных веществ. Как известно, в момент предполагаемого использования химоружия 19 марта израильтян под Алеппо не было.
Хороший шанс для выяснения истины предоставлялся в случае реализации предложений Сирии и РФ – быстро направить в район группу компетентных инспекторов ООН. Однако благодаря усилиям ряда европейских стран мандат группы был расширен, и оказалось, что в их компетенции входит проверка не одного случая, а всех без исключения с самого начала войны в Сирии. Этот вариант был неприемлемым для Дамаска: инспекции ООН предстояло работать в ряде районов, находящихся под контролем мятежников, причем достаточно долго. Таких контактов власти САР не допустили. Россия усмотрела в таком подходе стремление распространить на САР «иракский сценарий», когда там искали оружие массового уничтожения (ОМУ), и назвала попытки расширения мандата группы ооновских инспекторов «попыткой замотать под различными предлогами» расследование, о котором просила Сирия. По словам постпреда РФ в ООН Виталия Чуркина, секретариат генсека ООН «не проявил необходимой последовательности и транспарентности».
Зато госсекретарь США Кэрри проявил разумную сдержанность относительно израильской информации: «Оценки иностранных государств не могут быть основой для действий США. Президент четко заявил, что применение химического оружия изменит правила игры. Таким образом, мы должны быть абсолютно уверены в использовании, прежде чем определить, как реагировать».
Дамаск же парирует Тель-Авиву: «Даже если Сирия имеет химическое оружие, наше руководство и наши военные не будут использовать его ни против сирийцев, ни против израильтян, прежде всего, по моральным соображениям и, во вторую очередь, по правовым и политическим мотивам». Об этом заявил накануне министр информации САР Омран аз-Зоуби.
Внешние игроки совещаются
На полях встречи РФ–НАТО вчера вечером США и РФ смогли заняться сирийской тематикой, чтобы понять позиции друг друга. В конечном итоге, как разъяснил глава МИД РФ Сергей Лавров, решено вернуться к Женевскому коммюнике: «Мы сейчас ищем практические договоренности, которые позволят начать выполнение Женевского коммюнике – там никаких двусмысленностей нет, документ не подлежит никакой противоречивой интерпретации. Надо всех, кто там воюет, а у каждого есть влиятельные внешние игроки, заставить прекратить насилие, сесть за стол переговоров и создавать переходный управляющий орган, который будет обладать всей полнотой власти».
Вместе с тем разногласия по поводу судьбы Асада сохраняются, признал Джон Кэрри: «Соединенные Штаты и Россия расходятся во мнениях относительно того, как и когда должен уйти Асад».
Президент Барак Обама был более конкретен в переговорах с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифа Аль Тани. Он заявил: «Мы работаем в тесном сотрудничестве с Катаром и другими странами, пытаясь прекратить кровопролитие, сместить президента Асада, не проявляющего уважения к собственному народу, и укрепить оппозицию, которая может привести Сирию к демократии».
Вместе с тем Лавров отметил, что у коллег по НАТО, то есть у Запада, не у Востока, растет понимание всей опасности развития ситуации в Сирии. «Если все усилия по завязыванию диалога будут блокироваться, как это было со срывом миссии ЛАГ, срывом миссии наблюдателей ООН в Сирии и что продолжается с Женевским коммюнике, это красноречиво показывает, кто и как пытается сорвать любые надежды и придушить любой проблеск надежды. Если эта ставка на войну до победного конца будет продолжаться, возобладают радикалы, – заявляет главный российский дипломат. – Время, конечно, работает не на нас, потому что с каждым днем гибнет все больше людей, но я ощущаю большее понимание срочности перехода от слов, от призывов к тому, чтобы что-то сделать, к реальным действиям. Надеюсь, мы скоро увидим дополнительное движение со стороны тех, кто до сих пор сомневался». Лавров пытался донести до западных партнеров тот факт, что в сирийской оппозиции нет единства, что рядом с радикалами Сирийской свободной армии сражаются боевики аль-каидовской «Джебхат ан-Нусры». И это союзники тех, кто делает ставку на борьбу до победного конца.
Кэрри во многом согласен: «Возможности для поиска дипломатических путей решения сирийского конфликта существуют, и мы изучаем их». И отметил, что урегулирование «находится не в руках США, России или Асада, а в руках народа Сирии».
В ожидании джихада
Росту понимания опасности игр с радикалами в Сирии, а также и в других странах мира, способствует информация, добываемая западными спецслужбами. Радикальные исламские группировки проводят в странах ЕС поиск и набор добровольцев для участия в боевых действиях в Сирии, рассказал координатор ЕС по борьбе с терроризмом Жиль де Кершов. Тренд более чем опасен: «Не все они настроены радикально, когда уезжают, но более чем вероятно, что там многие из них станут экстремистами, что их будут тренировать. Речь идет о сотнях молодых людей, с которыми экстремисты ведут работу с тем, чтобы превратить их в фанатиков и направить в Сирию. Таким образом, их принимают в отряды, связанные с "Аль-Каидой"». Наибольшее число завербованных – а их примерно 500 человек – из Великобритании, Ирландии, Франции и Бельгии. Эти люди, возвратившись из Сирии, будут вести джихад в странах ЕС, полагает де Кершов.
Спецслужбы ЕС выясняют, как происходит вербовка в государствах Евросоюза, и уже усилили контроль над пассажирами самолетов из Ближнего Востока и Северной Африки.
Германия, со своей стороны, подтвердила, что исламисты из этой страны воюют в САР на стороне оппозиции. Об этом сказал глава МВД ФРГ Ханс-Петер Фридрих. «Мы знаем, что джихадисты из Германии, которые на родине уже находились под прицелом, также находятся в Сирии и сражаются на стороне повстанцев. Мы также знаем о призывах к прошедшим боевые действия европейцам вернуться на родину и продолжить джихад там. Мы следим за развитием событий с большой тревогой», – признал он в интервью Spiegel Online. По его словам, легче бороться с группой злоумышленников, чем с одиночками, которых труднее вычислить.
Но, несмотря на очевидную опасность поощрения террористов, ЕС все же осуществляет шаги по их поддержке в Сирии. Франция и Великобритания требуют отменить эмбарго на поставки оружия мятежникам. На днях было принято решение о закупках странами ЕС нефти у сирийских повстанцев. Дамаск воспринял это решение как агрессию и пообещал «принять все необходимые меры для защиты своего суверенитета, в том числе над природными ресурсами, от попыток их пиратского разграбления». Дамаск призвал СБ ООН «принять необходимые меры, гарантирующие запрет на осуществление этого незаконного решения Евросоюза, противоречащего международному законодательству и хартии ООН».
США заявили, что не имеют данных о контроле нефтедобычи боевиками. Но, как сказал Кэрри, «все подобные утверждения должны быть тщательно расследованы». И это оставляет Западу возможность сохранить лицо, отыгрывая назад.
Мятежники тем временем выполняют свою рутинную работу. Как стало известно два дня назад, под Алеппо были похищены два православных священника – митрополит Алеппский Павел Язиджи из Антиохийского патриархата Греческой православной церкви и митрополит Марк Григорий Иоанн Ибрагим из Сиро-Яковитской церкви. Они занимались гуманитарными проблемами местного населения, наблюдая за распределением присланной помощи жителям сирийской деревни Кафр Даэль, расположенной близ границы с Турцией. Известно, что митрополит Павел – родной брат главы Антиохийской православной церкви, патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X.
Сообщения о том, что они были якобы освобождены, не соответствуют действительности. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой «предпринять усилия в рамках имеющихся у Российского государства возможностей для скорейшего освобождения сирийских иерархов». Письма с аналогичной просьбой патриарх Кирилл направил президенту США Бараку Обаме, генсеку ООН Пан Ги Муну и турецкому премьеру Реджепу Тайипу Эрдогану.