Легко ли в Израиле быть журналистом
Фото: AP
Легко ли в Израиле быть журналистом

Глобальный кризис в печатных СМИ продолжает приносить новые жертвы. Это абсурд, но теперь, когда все меньше поступлений от рекламы, производители бумаги в мире (а самые крупные из них объединились в картели) снова повышают цены. На фоне снижения количества рекламы и тиражей большие газеты ради выживания урезают все возможные расходы, сокращают зарплаты и увольняют сотрудников.

Правда, на этом фоне ведущие топ-менеджеры продолжают получать высокие зарплаты. Как сообщает «Глобс», уходящий из «Маарива» гендиректор Таль Раз в прошлом году заработал 1,37 млн. шекелей, главный редактор Нир Хефец получил 1,17 млн., и три других руководителя получили в совокупности 1,8 млн. шекелей.

Около полугода назад «Маарив» уцелел от разорения: Нохи Данкнер купил его у Нимроди и тем самым не позволил закрыть. Но инвестиция оказалась убыточной, и газета сменила владельца. Им стал Шломо Бен-Цви, уроженец Англии, придерживающийся крайне правых взглядов. Он купил «Маарив» за семейные деньги, так как верил, что сможет сделать хорошую газету и экономически стабилизировать ее положение. Он решил уволить большинство из 1700 работников концерна, расстался со звездами, в том числе и с Беном Каспитом. На их место пришли недорогие, почти анонимные авторы, разделявшие взгляды издателя. Однако новый «Маарив» не вызвал интереса у традиционного читателя и не приобрел новых. Многие абоненты попросту отменили подписку. По прогнозам, ожидается падение их числа минимум на 10-20 процентов. Резко снизились и поступления от рекламы. На прошлой неделе работникам сообщили об очередных сокращениях и увольнениях. Коллектив недоволен и собирается протестовать.

Аналогичные процессы прослеживаются в «Едиот ахронот» и «Гаарец», они тоже страдают от кризиса. «Едиот ахронот» - газета частная, и информационной утечки о реальном экономическом состоянии там избегают. Тем не менее, известно, что и там прошли сокращения, и причиной тому послужила газета-конкурент «Исраэль хайом». Это единственное издание, которое переживает расцвет. Его называют газетой Биби, но она, будучи бесплатной, абсолютно не зависит от продаж, все убытки компенсирует издатель. Похоже, в бизнесе Шелдона Эдельсона «Исраэль хайом» - сущая мелочь, и главная задача издателя чисто идеологическая – во всем поддерживать премьер-министра и, уж простите за такое ощущение, расправляться с его врагами. Скажем, волна критики министра финансов явно носит системный характер. Оно и понятно – Лапид ведь считается в перспективе главной угрозой для Нетаниягу, поэтому все ошибки Лапида подробно излагаются в газете. За критикой Яира Лаида и огрехи премьера не видны.

Денег на «Исраэль хайом» Эдельсон не жалеет, и в наши тощие времена даже планирует расширение, а также приобретение своей типографской базы. Возможно, что «Исраэль хайом» сменит «Гаарец» в типографском комплексе Графопринт. Финансовая мощь Эдельсона позволяет выписывать щедрые чеки как на зарплату сотрудников, так и на типографские расходы. Понятный и долгосрочный способ устранения конкурентов, которого те не выдержат. Идеология явно сплетена с коммерцией - идет удушение всех, кто считается врагом Биби. В частности, «Едиот ахронот» считается таким враждебным изданием, а для Эдельсона враг моего друга - мой враг.

Левоватый «Гаарец» также испытывает трудности. Бизнесмен Леонид Невзлин несколько лет назад стал партнером издателя и вложил в газету 120 млн. долларов. Однако эти деньги бесследно растворились, и сегодня «Гаарец» уменьшает число полос, отказывается от ряда приложений. Он первым попросил плату за посещение своего сайта, а на такие меры редакции идут крайне тяжело. По всем признакам, существование «Гаарец» под угрозой, и неясно, в состоянии ли издатель Амос Шокен самостоятельно спасти ее. А ведь «Гаарец» считается оплотом израильской демократии и в сочетании с другими ведущими изданиями, нравится мне это или нет, является одним из краеугольных камней свободы прессы. В плане общественного мнения малотиражный «Гаарец» считается влиятельнее и престижнее «Маарива» или «Исраэль хайом». Да, взгляды многих его журналистов нередко выходят за израильский консенсус, но именно статьи в «Гаарец» обсуждают старшеклассники в лучших израильских гимназиях и университетах, его читает интеллигенция.

Понимая важность каждого из перечисленных изданий, политические деятели Израиля самых разных взглядов ищут способ помочь газетам.

Как ни абсурдно, арабская пресса имеет в Израиле больше государственной рекламы, чем газеты на других языках. Нашей русской прессе вкупе с ивритоязычной остается только позавидовать, а  ведь у нас в стране число читателей на русском языке ничуть не меньше, чем на арабском.

counter
Comments system Cackle