Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Независимый Израиль?

Государство Израиль существует, в нем действует закон о репатриации, и каждый еврей может приехать сюда и получить израильское гражданство. Цель сионизма, в общем и целом, достигнута. Что объединяет нас теперь?

Михаил Аршавский
15.04.2013
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

65 лет назад была подписана Декларация независимости Израиля, и тут же на него напали одновременно семь арабских государств. То, что после ухода англичан начнется война, было известно заранее. Аззам-Паша – генеральный секретарь лиги арабских государств, – еще до принятия решения ООН по палестинскому вопросу заявил, что «будет война на уничтожение, молниеносная бойня о которой будут вспоминать так же, как о резне монголов или о крестовых походах». Собственно, война уже шла – с внутренними арабскими организациями Палестины. Но после завершения английского мандата в нее вступили регулярные армии соседних государств. Это была первая война современного Израиля – «Война за независимость». В арабских странах она до сих пор зовется «Катастрофой». Потом было еще несколько войн и армейских операций, в промежутках между которыми мы отражали волны террора. Пока что нам удается сдерживать натиск, у нас есть еще деньги на «Железный Купол» и некоторые надежды на помощь извне. Наша история удивительным образом повторяется. Мы уже завоевывали эту землю, когда она звалась «землей Ханаанской», и создавали на ней свое государство, и отстаивали его от постоянных нападений соседних стран. И делали мы это достаточно успешно до тех пор, пока были едины и стояли друг за друга, но как только начинались раздоры между коленами Израиля, – внешние враги одерживали над нами победу.

Раздоры возникают там, где пропадает объединяющая идея и собственная выгода затмевает общую цель. Идеей древнего Израиля было служение единому Богу. Для воплощения этой идеи был собран народ, и обещана была ему страна, в которой он должен был построить государство, живущее по высшим духовным законам. И пока евреи служили этой идее, их государство крепло и росло, а когда начинали спорить и делить, – приходил внешний враг.

Созидающей идеей современного Израиля явился сионизм. Его целью было дать евреям, раскиданным по всему миру, свое собственное государство, безопасный дом, возможность самим выбирать и строить свое будущее. И вот государство Израиль существует, в нем действует закон о репатриации, и каждый еврей может приехать сюда и получить израильское гражданство. Цель сионизма, в общем и целом, достигнута. Что объединяет нас теперь?

Сегодня умами израильтян владеет аморфная идея «процветания и благоденствия». Но она не имеет объединяющей силы, потому что, декларируя равные возможности для всех, она, по сути, предлагает каждому заботиться о самом себе. В итоге те, кто хитрее, энергичнее, имеют большее представительство в парламентских комиссиях и профсоюзах и богатеют, а остальные беднеют. Способные люди идут в политику не для того, чтобы заботиться о народе и стране, а чтобы воплотить свои амбиции богатства и власти.

Тем временем, не имея позитивной объединяющей идеи, народстановится бесхребетным. Сегодня нам навязывают свои условия и указывают, как поступать, все, кому не лень: Америка, Европа, арабские страны и даже террористические организации. Мы перед всеми извиняемся, всем что-то должны и даже толком не знаем, на что действительно имеем право, а в чем можем уступить, потому что не можем прийти к согласию ни по поводу внутренних, ни по поводу внешних проблем. Как говорят, «у двух евреев всегда будет три разных мнения» по любому вопросу.

Внешняя независимость такого небольшого государства, как наше, невозможна без народного единства внутри него, а для этого необходима достойная цель, способная направить наш творческий потенциал в позитивное русло. И нам она нужна, возможно, больше, чем кому-либо другому.

Национальная идея, способная нас вдохновить и объединить, должна быть не придуманной, не взятой с потолка, а соответствующей духу народа и отвечающей его надеждам. И тут не надо ничего изобретать – достаточно взять ту идею, которая еще в древности послужила основой создания нашего народа, – переосмыслив ее относительно современных условий.

Чтобы не ходить далеко, вернемся ко времени создания государства Израиль. Тогда мы строили страну-убежище для всех евреев. Для всех – в этом секрет энтузиазма, надежды и взаимопомощи, царивших в Израиле и наполнявших жизнью и энергией молодое государство, отстаивающее свою самостоятельность.

Речь не шла о том, чтобы жить богато, речь шла о том, чтобы жить хорошо. Между понятиями хорошо и богато есть много различий, одно из них в том, что к богатству стремятся поодиночке, а «хорошую жизнь» строят сообща. Пусть люди в молодом Израиле жили и небогато, но бедных тогда было меньше, чем сейчас.

Да, мы построили материальную базу своего собственного государства, но внутри него мы не достигли «хорошей жизни» для всех. Множество проблем все более расслаивающегося израильского общества было выражено во время народных волнений два года назад в одном емком требовании – «цедек хеврати» – социальной справедливости. Только требовать ее не с кого. Правительство не готово решать такого рода вопросы.

Невозможно дать одному, не забрав у другого, и устроить все так, чтобы каждый остался доволен. Поэтому социальная справедливость не достигается одним только законодательным путем. Должно измениться отношение людей друг к другу, должна проявиться в каждом забота обо всех остальных и ответственность за происходящее в стране, независимо от того, касается это его лично или нет.

Создание атмосферы взаимной ответственности в израильском обществе и достижение в нем социальной справедливости может стать той самой общей целью, той объединяющей идеей, которая так необходима нам сегодня для укрепления своей государственной самостоятельности.

Делать это можно черезновые образовательные программы, средства массовой информации, через референдумы и публичные обсуждения в форме «круглых столов», и так далее. Средства достижения такой цели есть, главное, – понять, насколько это нам необходимо.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке