Читайте также
Всегда крайне интересно сопоставлять предвыборные обещания с реальной политикой. Яир Лапид и его партия «Еш Атид», добившаяся сенсационных успехов, почитай, пришли к власти. Лапид и Беннет («Еврейский дом») сделали Нетаниягу своим заложником, получили все что хотели, и теперь приступили к реализации своих амбиций. На посту главы МИДа Лапид бы выглядел куда выигрышней и успешней, но что поделаешь – этот пост забронирован за Авигдором Либерманом в случае успешного завершения для него судебного процесса.
Общество ждет от Лапида чуда на посту руководителя Минфина, и каждый из его членов втайне надеется, что грядущие сокращения его не затронут. Понятно, 30 миллиардов шекелей невозможно изъять исключительно из бюджета министерства обороны или за счет ультраортодоксов, которым «перекроют кислород» пособий и льгот. Общество на всякий случай устраивает демонстрации под домом Яира Лапида в Северном Тель-Авиве. Глава Центробанка Стэнли Фишер в беседах со свежеиспеченным министром финансов настаивает на драконовских мерах. Лапид, при всех своих добрых намерениях и быстрой обучаемости, предпочитает привычные для него как для журналиста средства – Фейсбук и Твиттер. Именно там, на своей страничке, он продекларировал свою заботу о среднем классе. Так родилась Рики Коэн, собирательный персонаж из Хадеры, учительница старших классов, чей муж работает в хайтеке, а бюджет семьи с тремя детьми составляет чуть больше 20 тысяч шекелей в месяц брутто. Примечательно, что из этой суммы они платят машканту и ссуду за небольшой автомобиль. То есть, надо понимать, бабушкиной и дедушкиной поддержки либо нет, либо она несущественна.
Разразившаяся буря расколола израильское общество. Кого считать средним классом? 20 тысяч брутто – это много или мало, не честнее ли было написать о 18, а то и 14 тысячах? Но погодите, доходы среднего класса в центре и на периферии разнятся, и 20 тысяч в Сдероте – это не 20 тысяч в Северном Тель-Авиве. А какие средние доходы в религиозных семьях? Похоже, Яир Лапид споткнулся на своей первой банановой кожуре в политических коридорах. Это его первая ошибка с момента прихода в политику с телевидения, где он вел популярную пятничную программу. Лапид, замечу, зарабатывал на ТВ около 80 тысяч шекелей в месяц - по индивидуальному соглашению. А какая у нас средняя зарплата? 9022 шекеля брутто (март 2013). Вопрос скользкий – кого считать средним классом? Это то, что осталось за вычетом 30 процентов «верхних» и 30 процентов «нижних». Получается, что г-жа Коэн с супругом имеет доход явно выше среднего.
Когда в израильском обществе говорят о кровном, закипают нешуточные страсти. Одно дело, когда Лапид был на пике популярности, чему способствовали надоевшие народу Биби и особенно его Сара, и другое – когда человек, родившийся с серебряной ложечкой во рту, недоумевает, почему остальные новорожденные не получили этот привычный атрибут в подарок. Сразу заговорили, что он не знает жизни и проблем обычного человека. А уж защитники малообеспеченных, правые, неправые, политические, религиозные и прочие интересанты (не будем делить на «чистых» и «нечистых») обрели долгожданную трибуну и готовы превратить бывшую телезвезду, плейбоя и успешного политика в жупел.
Сам Лапид явно не понял, из-за чего шум, Фейсбук, извечная опора, неожиданно оказался против него. Он не может осмыслить, что у автора, колумниста могут быть свои приверженцы и яростные читатели-почитатели. Могут быть и свои ненавистники, которые по-своему способствуют его популярности. Но министр не может позволить настраивать против себя часть общества для укрепления популярности в остальной.
Можно только догадаться, какая радость царит в канцелярии премьера и в его резиденции - там уже в кулуарах предрекают конец политической карьеры споткнувшегося опасного конкурента. Привыкший к тому, что пресса его не любит, премьер не спешит прийти на помощь своему министру финансов. Более того, Нетаниягу счастлив, что наконец-то удалось перевести стрелки на другую политическую фигуру первого ряда.
Сообразит ли Яир Лапид, что вместо декларативных заявлений в Фейсбуке министру надлежит заниматься реальными проблемами и конкретными шагами добиваться симпатии общества к своему правительству. Много писалось, что Лапид учится секретам экономики у профессора Тархтенберга и других признанных спецов. В таком случае нужно на время забыть уроки риторики, полученные от родного отца, а иначе партия «Еш Атид» может повторить судьбу «Шинуя».
Нетаниягу и Штайниц оставили Лапиду не только огромный дефицит бюджета, с которым и лучшие предшественники министра финансов с трудом справлялись, но и неприятие общества, вызванное их снобизмом, антинародной политикой, желанием за счет простого налогоплательщика проскочить между Сциллой и Харибдой – монополиями и Гистадрутом.
Задача у Лапида и без того нелегкая, а уж усугублять ее нелепыми высказываниями и демонстрировать «чистую» г-жу Коэн и «нечистых» остальных, оставшихся за чертой 20-тысячного дохода, – просто губительный путь.
Что же касается русской улицы (а Лапид, замечу, приобрел на ней мандаты, особенно в среде молодежи, в том числе и военнослужащих ЦАХАЛа), то для нее, во всяком случае, для значительной ее части, 20 тысяч – это заоблачная сумма. Может быть, думают эти люди, стоит вначале помочь нам, а уж потом госпоже Коэн. Может быть, действительно пора посягнуть на «священную корову» – министерство обороны, ограничить в зарплатах госчиновников и сотрудников госкомпаний, раздутые штаты муниципалитетов. Если нет другого варианта, то придется ввести НДС на овощи и фрукты, ввести НДС в Эйлате. Кто-то предлагает также обложить налогом фонды повышения квалификации, зная, как благодаря этим постоянным курсам растет «дарга» (разряд госчиновников).
Похоже, Яир Лапид приступил к своей первой сессии и споткнулся на зачете, который его никто не заставлял сдавать. Время ослепительных улыбок в Фейсбуке для него закончилось, но осталось время для серьезных конкретных шагов во главе самого сложного министерства. Сдаст ли Лапид эту сессию, или мы опять останемся с четой Нетаниягу? Вот это меня беспокоит значительно больше, чем положение госпожи Коэн.