Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Израиль и "ось добра"

Поведение Аббаса объясняется традиционной для Востока манерой торговаться в расчете на любую, даже минимальную выгоду. Этот расчет обычно оправдывается.

08.04.2013
Источник:MIGnews.com
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Махмуд Аббас пообещал на время воздержаться от действий против Израиля, в частности, от попыток получить признание в ООН в одностороннем порядке. Этот жест связан с надеждами на возобновление диалога с израильским руководством. В Палестинской автономии верят (или делают вид, что верят), что "новая метла" Вашингтона в лице госсекретаря Джона Керри добьется подвижек в палестино-израильском урегулировании.

США действительно остро нуждаются в позитивных переменах на Ближнем Востоке. Гражданская война в Сирии, нескончаемые волнения в Египте, исламизация стран, охваченных "арабской весной", разгул терроризма в Ираке, проблемы с Северной Кореей – все эти тенденции свидетельствуют, что международная политика давно вышла из-под контроля Белого дома. Между тем для Барака Обамы пришло время отрабатывать полученную авансом премию мира. Эту задачу можно будет считать выполненной, если американскому президенту удастся добиться соглашения между израильтянами и палестинцами или хотя бы сдвинуть процесс с мертвой точки. И поскольку сегодня в мире активизировались враги Америки, пресловутая "ось зла", к которой может присоединиться и ряд стран, охваченных "арабской весной", то наиболее логичным способом противостояния ей представляется создание "оси добра".

В состав этой оси на Ближнем Востоке, по замыслу Вашингтона, должны войти Израиль, Турция, нефтяные монархии, Иордания, будущее Палестинское государство, при оптимальном раскладе - Египет. Для того чтобы ось стала надежной опорой для заокеанских друзей, эти страны должны быть если не друзьями, то хотя бы союзниками. Первый шаг в этом направлении уже сделан – состоялось формальное примирение Израиля и Турции. Теперь в Вашингтоне ждут визита Эрдогана, назначенного на середину мая, а в апреле Белый дом посетят наследный принц ОАЭ Мухаммед бен Заид Аль Нахайян, катарский эмир Хамад бен Халифа аль-Тани и король Иордании Абдалла. Тем временем Керри начинает свой вояж по Ближнему Востоку.

Еще один серьезный шаг – подписанное Абдаллой и Аббасом соглашение, которое делает иорданского короля опекуном мусульманских святынь в Иерусалиме. Эксперты считают, что речь идет о создании конфедерации Иордании и ПА. Такой союз устроит США и даже отчасти Израиль, который в этом случае избавляется от львиной доли ответственности за благополучие автономии. Но неизвестно, пойдут ли на это палестинцы, которые еще помнят кровавый "Черный сентябрь" 1970 года, устроенный их собратьям отцом нынешнего иорданского монарха. Да и для Аммана такой союзник, как Палестина, - скорее головная боль, чем приобретение.

Но в основе ближневосточной "оси" так или иначе лежат отношения Израиля и палестинцев. Смогут ли они договориться о чем-то на этот раз и состоится ли вообще их диалог?

Очевидно, что всех мер, предпринимаемых США, недостаточно. Для успешных переговоров необходимо, чтобы хотя бы одна из сторон отступила от своих сегодняшних требований. Аббас пока что декларирует, что уступать не собирается – поэтому палестинское дипломатическое затишье вряд ли будет продолжаться долго. Кстати, от Израиля американский госсекретарь потребовал встречного шага - негласного замораживания строительства в поселениях.

В сущности, пойти на это сторонам нетрудно. Израиль может какое-то время не выдавать разрешения на строительство, да и палестинцы способны отложить обращения в международные инстанции. Но есть вопросы гораздо более важные – границы, статус Иерусалима, палестинские "беженцы". Абу Мазен уже потребовал, чтобы Нетаниягу представил Керри карту с четкими границами будущего палестинского государства. Это новое условие палестинского лидера, хотя Израиль и США добиваются именно исключения предварительных условий.

Вероятно, если бы палестинская сторона проявила гибкость в вопросах границ, беженцев и Иерусалима, Израиль пошел бы на встречные уступки. Но Аббас продолжает упорствовать, хотя, казалось бы, именно он больше всех остальных участников нуждается в возобновлении переговоров. Интерес международного сообщества к идее палестинской государственности падает – в мире происходят более серьезные события, да и сама тема теряет свежесть. ХАМАС обретает все больше влияния на Западном берегу, а про Газу ФАТХ и Палестинская администрация и вовсе могут забыть. Тем не менее, Абу Мазен не прекращает свою воинственную риторику – например, обвиняет Израиль в провоцировании нынешних беспорядков в Иудее и Самарии и в стремлении вызвать третью интифаду. При этом сам он не может не понимать, что интифада окончательно похоронит и его политическую карьеру, и надежды на скорое обретение палестинцами своего государства.

Поведение Аббаса объясняется традиционной для Востока манерой торговаться в расчете на любую, даже минимальную выгоду. Этот расчет обычно оправдывается: Израиль уже не раз соглашался выполнять палестинские условия. Порой смертельной опасности для еврейского государства удавалось избежать лишь потому, что палестинцы тут же поднимали планку требований еще выше. Так было в 2000 году, когда Арафат отказался от раздела Иерусалима, который предлагал ему тогдашний премьер-министр Эхуд Барак. По логике торговли, если Израиль проявит твердость, то палестинцы сами сбавят цену, но такое происходит очень редко, тем более, что США, незнакомые с правилами восточного базара, тут же начинают давить на израильские власти.

Таким образом, ответ на вопрос, возможен ли прогресс в палестино-израильском урегулировании, очень прост. Да, возможен, если Израиль согласится выполнить палестинские условия.

Провозглашенная ПА и Иорданией задача бороться с иудаизацией Иерусалима показывает, что раздел столицы непременно войдет в список этих условий.

Что произойдет при этом с Газой, где власти ХАМАС до сих пор не готовы признать Израиль, хотя согласны на государство в границах 1967 года? Возможно, она будет выключена из всех договоров, что будет означать признание фактического существования двух Палестин.

Положение Израиля во всей этой игре непростое. Перед угрозой нападения со стороны Сирии и разрыва мирного договора с Египтом еврейскому государству очень нужны союзники. Потому соблазн присоединиться к американской "оси добра" велик, да и давление из-за океана будет довольно жестким. Но нет практически никакой надежды, что эта ось, опирающаяся на мир между Израилем и палестинцами, устоит хотя бы недолгое время.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке