Читайте также
Как правило, событие, лежащее в основе появления народа, откладывает отпечаток на всю его историю. У русских это призыв варягов на правление. "Земля у нас обильна, порядка только нет". Так было при Рюрике, так оно и по сей день. А у евреев – выход из Египта. Мы стали народом в рабстве, под внешним гнетом. Нас сплотила "работа с кирпичами и глиной", бичи надсмотрщиков, плач младенцев, кидаемых в Нил. В Египет вошло несколько семей, а вышел народ, способный сказать "сделаем и услышим" и получить Тору на горе Синай. И если мы окинем взглядом наш дальнейший путь, то увидим, что и дальше есть в нем периоды изгнания и порабощения – и периоды освобождения и независимости.
Но – странная вещь – столь желанная свобода вместо расцвета несет нам разброд и раздор, ссоры и раздробление. А внешняя злая сила объединяет и консолидирует – вызывает к жизни лучшие силы народа. Казалось бы, только-только царь Давид завершил войны, написал Псалмы, его сын Шломо построил Храм. Десятки лет мира, и вот внуки Давида делят страну, убивают друг друга, готовят почву для изгнания. Дальше – не лучше. Греки пришли на нашу землю, и вот уже восстание Маккавеев, враги изгнаны, и – чудо в Храме. А через несколько десятков лет снова общество раздроблено и Рим накладывает на нас свою лапу.
История современного государства Израиль не показала ничего нового. Да, мы воевали и строили, орошали пустыню и осушали болота, возводили города и насаждали леса. И ссорились, ссорились, ссорились. Коммунисты и ревизионисты. Ашкеназы и сефарды. Правые и левые. А государство возникло благодаря Катастрофе. А выходцы из разных общин узнавали друг друга и сближались на военных сборах. Полгода назад была война с Газой. Что вспоминают люди? "Мы сидели вместе в убежище, и такое тепло была между нами..." Люди, которые годами жили в одном подъезде и не знали имени соседа,познакомились в убежищах! Так что, скажем спасибо Гитлеру? Арафату? Насралле? Ведь они нас сближают, создают меж нами то тепло, на которое мы сами неспособны. Парадокс – мы нуждаемся в ненавистниках! Как только мы приходим к крайней степени разобщения, они спасают нас как народ. Звучит обидно. Страшно звучит.
Мы не сами вышли из Египта. Пасхальная Агада говорит, что Всевышний вывел нас "сильною рукою и мышцею простертой". Может быть, это легенда, но даже если и легенда, то показательная. Не мы сами – кто-то воевал за нас с Фараоном на суше и на море. И вывел народ Израиляиз-под его власти. А нам оставил иную работу – вытащить Фараона из себя. Перестать быть рабами своего мелкого эгоизма, сплотиться в один народ, дать друг другу тепло и уверенность в завтрашнем дне. Подняться над политическими, культурными, религиозными рамками. Стать единым целым. Выполнитьзаповедь любви к ближнему, которую рабби Акива назвал главным правилом Торы.
Скоро праздник Песах. Самый большой праздник народа Израиля. В наших силахдовести работу, начатую три с половиной тысячи лет назад, до конца. Воплотить в жизнь то, что ежегодно произносится в конце пасхального седера: "В следующем году в Иерусалиме". В "Ир шлема", Городе Совершенства. В "Ир Шалом", Городе Мира. Сделать так, чтобы больше не было у нас нужды в ненавистниках. Избавиться раз и навсегда от всех фараонов – и снаружи, и внутри.