Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Автобусы только для палестинцев: удобство или апартеид?

Введение раздельных автобусов для рабочих-арабов и для жителей еврейских поселений, вызвало протесты ряда правозащитных организаций.

08.03.2013
Источник:BBC News - Русская службаBBC News - Русская служба
Zahav.ru walla.co.il

Читайте также


Введение с начала недели раздельных автобусов для рабочих-арабов, которые ежедневно въезжают в Израиль из Палестинской автономии, и для жителей еврейских поселений на Западном берегу Иордана, вызвало протесты ряда правозащитных организаций.

Как следует из сообщений израильской прессы, на такой шаг власти пошли после многочисленных письменных обращений жителей еврейских поселений, требующих разделить автобусные маршруты.

"Это дает нам ощущение безопасности. У нас нет проблем с палестинцами, мы живем рядом с ними уже давно, но есть вещи, которые мы хотим разделить", - говорит жительница одного из еврейских поселений. Многие палестинские рабочие также с удовольствием восприняли нововведение.

Между тем, с резкой критикой этого шага министерства транспорта Израиля выступила лидер социал-демократической партии "Мерец" Заава Гальон. Выступая в кнессете, она обратилась со специальным посланием к министру транспорта Исраэлю Кацу.

"Господин министр! Ваше решение предоставить отдельные автобусы для палестинцев напоминает мне поведение самых темных режимов в истории человечества. Это и есть самый настоящий апартеид", – заявила Гальон.

На своей страничке в Facebook Гальон подчеркнула, что несмотря на заявления Каца о якобы положительных откликах со стороны самих палестинцев, речь идет о вопиющем случае дискриминации. "Ведь теперь у израильских водителей обычных рейсов будет оправдание не позволять палестинцам пользоваться автобусами, а направлять их на специальные рейсы для рабочих", – полагает израильский депутат.

Во вторник с критикой нововведения выступили и представители Палестинской автономии. Заместитель министра труда Асеф Саида сказал в интервью Франс Пресс, что речь идет о "расистской политике сегрегации".

Новая реальность

Министерство транспорта Израиля отвергло критику, говоря, что палестинцы, у которых есть разрешение на работу в Израиле, могут путешествовать на "любых видах общественного транспорта".

В министерстве транспорта Израиля говорят, что истинной причиной введения в строй специальных маршрутов является отнюдь не забота о поселенцах, а серьезная борьба с пиратскими маршрутными такси, действующими в районе разделительного барьера между Израилем и Палестинской автономией. В качестве аргумента там приводят реакцию самих палестинцев, которые пока в большинстве своем довольны нововведением.

Согласно новому правилу, с минувшего воскресенья к действующим маршрутам на территории Западного берега добавились несколько линий, предназначенных для палестинских рабочих. Они действуют в утренние и послеобеденные часы и предназначены, как подчеркивают власти, для удобства жителей автономии.

Ясер, житель палестинского города Калькилия, начинает свой день очень рано. В четыре утра он уже выходит из дому и направляется в сторону контрольно-пропускного пункта "Эяль". Каждое утро через этот КПП проходят около пяти тысяч палестинцев.

У Ясера, электрика по специальности, есть разрешение на работу в Израиле. Пройдя через металлоискатель, он оказывается уже на израильской территории. Раньше у него было два варианта: первый - сесть в маршрутное такси, заплатить 20-25 шекелей (около 6 долларов) и добраться до Тель-Авива, где его уже ждали на одной из строительных площадок.

Второй вариант – это пройти пешком около километра от КПП до ближайшей автобусной станции и там сесть на израильский рейсовый автобус до Тель-Авива, заплатив порядка 10 шекелей, то есть в два раза меньше.

Казалось бы, второй вариант гораздо более выгоден. Но, оказывается, не так все просто.

Раньше, пользуясь рейсовым израильским автобусом, Ясер неоднократно вызывал подозрения не только водителей, но и сотрудников служб безопасности. Его задерживали, проверяли документы, выясняли, куда и зачем он едет, и только потом отпускали. Из-за всех этих процедур Ясер нередко опаздывал на работу.

"С воскресенья ситуация изменилась в лучшую сторону, - говорит Ясер. – Мне никуда не пришлось идти, автобус ждал нас прямо возле КПП, и, заплатив всего 10 шекелей, я через полчаса был уже на работе в Тель-Авиве".

По словам палестинца, он наконец-то почувствовал себя человеком. На протяжении всей поездки никто не останавливал автобус и не проверял документы. Он категорически не согласен с теми, кто подвергает критике данное решение, и вовсе не видит в таком разделении признаков расовой ненависти.

"Мне не мешает, что такие автобусы есть только утром и вечером, главное, что они удобные и недорогие по сравнению с маршрутными такси", - отмечает электрик.

Конфликт интересов

Впрочем, мнение Ясера, как и мнение большинства палестинских рабочих, заинтересованных в постоянной работе на территории Израиля, оказалось в данной ситуации мало кому интересно.

Настоящий конфликт разгорелся между водителями тех самых маршруток, которые ранее возили палестинцев по завышенным ценам в район Тель-Авива, и представителями компании "Афиким", которая выиграла тендер на пассажирские перевозки на Западном берегу Иордана. Интересно, что водителями так называемых "пиратских" линий работают, как правило, арабы - граждане Израиля, которые быстро находят общий язык с палестинскими рабочими.

Уже в первый день, когда к КПП "Эяль" прибыли специальные автобусы, "водители-бомбилы" устроили демонстративную забастовку. В дело пришлось вмешиваться полиции, которая в определенный момент даже запретила маршруткам приближаться к месту скопления рабочих.

В результате повезло только первой сотне рабочих. На двух прибывших автобусах палестинцы благополучно отправились в Тель-Авив. Остальные несколько сот человек были вынуждены ждать следующего рейса. Воспользоваться дорогими маршрутками они также не смогли. "Я уже семь лет здесь работаю, вожу рабочих в соседнюю Кфар-Сабу и беру с каждого 5 шекелей в одну сторону и 5 шекелей назад, - говорит водитель маршрутки Ахмед, израильский араб из Лода. - Теперь нам сказали, что палестинских рабочих будут направлять только на специальные автобусы, и где мне теперь искать работу?"

Мирная инициатива

"У палестинцев есть право выбора, у нас демократическая страна. Каждый решает, что ему удобно, - говорит израильтянин Мор Хабани, владелец небольшой забегаловки рядом с КПП "Эяль". - Одни предпочитают автобусы, наверное, из-за низкой цены, но с другой стороны, они рискуют либо опоздать на работу, либо просто проехать свое место. Автобус ведь не везде делает остановку, в отличие от маршрутки".

В последние три дня Мор только и делал, что пытался утихомирить страсти в районе конфликта. В его кафе заходят все: палестинские рабочие, водители автобусов и маршруток и даже израильские солдаты, которые несут службу на КПП "Эяль".

Чтобы как-то сгладить напряженную атмосферу, Мор решил предоставить всем посетителям скидку на чашку черного кофе – самый популярный напиток у израильских арабов и палестинцев.

"Начиная с этой недели, чашка кофе в моем заведении будет стоить всего 3 шекеля. Если это поможет успокоить все стороны, то пусть это будет та цена, которуя я готов заплатить за мирные и добрососедские отношения между евреями и арабами", - говорит Мор.

Примечательно, что обе стороны быстро сделали свои выводы из новой сложившейся ситуации. В компании "Афиким" сообщили, что в конце недели там увеличат количество автобусов на утренних рейсах для рабочих.

В свою очередь, водители "пиратских линий" уже дали понять, что не намерены уступать. Они готовы существенно снизить цены за проезд до Тель-Авива.

Между тем, как сообщила полиция, уже имели место попытки поджога автобусов.

BBC News - Русская служба
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке