Читайте также
По сравнению с теми временами, когда земля Израиля еще находилась под властью чужаков, ничего не изменилось, и нынешние нравы никак не отличаются от прежних – ни в законах, ни в экономике, ни в духовном развитии.
Бааль Сулам, «Статья в завершение Книги Зоар»
Из беседы с каббалистом Михаэлем Лайтманом
Вопрос: За свой короткий век наша страна пережила немало радостей и бед. Впечатление такое, что она постоянно стоит на распутье и никак не может выбрать свою, верную дорогу в этом бурном мире. Не пора ли подвести какие-то итоги, чтобы понять, к чему мы пришли и куда двигаться дальше?
Ответ: Наш народ возвратился сюда после двухтысячелетнего изгнания. Однако, по сути своей, мы так никуда и не вернулись, вернее не расстались со странами рассеяния. Мы пытаемся устроить здесь Америку, Европу, мы привозим сюда чужую культуру, привносим чужие нравы, насаждаем чужие законы… А хуже всего то, что мы культивируем разобщенность и безучастность друг к другу, не понимая, что цена им слишком высока.
Промежуточный итог: здесь собрались «продукты изгнания», насмехающиеся друг над другом, ненавидящие и презирающие друг друга. Мы видим, как вскипела эта клоака в период выборов: даже лидеры крупных секторов населения позволяют себе беззастенчивые выпады в сторону «других», искренне не догадываясь, что подобные нападки унижают самих обидчиков.
Это противоречит самой основе народа. Даже за рубежом далеко не везде можно столкнуться с подобными нравами. Мало того, что местные «элиты» настраивают огромные части населения друг против друга, чуть ли не стравливают их между собой, – многие к тому же гордятся своей враждебностью.
Эгоизм полностью затмил нашу исконную культуру, дискредитировал принцип любви к ближнему, как к себе, лежащий в фундаменте нашего народа, и сегодня мы потеряли всякую связь с корнями. Мы уже не тот народ Исраэля, которым были когда-то, а нечто совершенно иное.
Первый закон наших взаимоотношений гласит: «Не делай другому того, что ненавистно тебе». Второй закон: «Возлюби ближнего, как себя». Удосуживается кто-нибудь сегодня хотя бы посмотреть в ту сторону?
В итоге на этой земле нет ни настоящей страны, ни настоящего народа, а есть то, что называется «собранием изгнаний» (кибуц галуйот).
Сложилась неприглядная, извращенная ситуация. Наше существование здесь ничем не напоминает даже того, что рассчитывали увидеть народы после знаменитой резолюции ООН 1947 года. Если рассматривать взаимоотношения между нами, никогда и нигде за все время изгнания они не были столь скверными, как сегодня. Так зачем все это? Какая нам от этого польза?
Мы словно взяли обратный курс, выбрали «тренд», противоположный тому, в котором нуждаемся. Наша Декларация независимости провозглашает еврейское государство, ценности народа Израиля, живущего в земле Израиля. Однако ни того, ни другого нет и в помине. Мы – горстка людей, стиснутая на узкой полоске земли и ведущая нескончаемую борьбу за существование, за физическое выживание. И для этого мы здесь? Стоит ли оно того?
Настало время отдать себе отчет в происходящем и разобраться, есть ли смысл продолжать этот «проект» в его нынешнем виде. Ведь текущий его формат не сулит выгоды никому из нас. Здесь люди удостаивают друг друга презрительного отношения, здесь между ними ведется постоянная борьба, здесь царит напряжение и недоверие, здесь взаимные трения – норма, здесь нередко мы сталкиваемся с полнейшим невниманием и ненавистью. И все это вдобавок переносится на «воспитание» детей.
Неслучайно сказано, что, восходя, народ Исраэля достигает больших высот, а опускаясь, скатывается в пропасть. Это действительно так. Ничто здесь не напоминает подлинную картину жизни сплоченного народа Исраэля на своей земле. Наши предки, взглянув на происходящее, не разглядели бы в нас ничего настоящего.
Вопрос: Что же мы упустили из виду? Какой кирпичик не заложили в основание?
Ответ: Государство Израиль пошло по стопам Советской России, которая не подготовила людей к коммунистическому строю, и Евросоюза, который хотел создать «объединенный рынок», но, за отсутствием должной подготовки, получил «объединенный базар». Вот и мы, еврейский народ, оказались совершенно не готовы к возвращению в свою землю. Мы не ввели в своей среде интегральное образование, не позаботились о том, чтобы научить людей объединению. И этой «кривой стежкой» мы зашли намного дальше остальных.
Например, когда я приехал сюда в 1974 году, меня поразили развлекательные программы по телевидению. Почти все они строились на том, как выходцы из разных стран высмеивают друг друга. Я не мог понять, почему это доставляет людям такое удовольствие. В России тех времен между людьми не было подобной ненависти, а здесь передо мной развернулась картина детских дворовых разборок с их бахвальством и взаимными унижениями. Одно дело – добрая шутка, и другое дело, когда такой подход становится нормой на долгие годы, пока не сменяются поколения. Да и это не решает проблему – просто ненависть принимает теперь другие формы и поднимается на новые «высоты», выплескиваясь из уст тех, кто наделен властью. Мы безмерно далеки от своих истоков, и как бы ни хотелось нам похвалиться достигнутыми «успехами» – чудесной страной и замечательными людьми, – действительность опровергает эти мечты.
Прогнила сама основа народа, и мы утратили всякую связь с тем «Исраэлем», которым были когда-то, пускай даже в изгнании. К примеру, раньше любая еврейская община принимала собратьев, откуда бы они ни приезжали. Но сегодня, к сожалению, все не так. Страну никак нельзя назвать «плавильным котлом», из которого выходит единый народ. Напротив, разобщение, расслоение только усиливается и перекидывается на идеологическую сферу. Если раньше мы разнились по «внешним признакам», то теперь границы проходят глубже, разделяя нас по убеждениям, по религиозным секторам, по образу жизни… Мало того, к этой розни приучают детей. Так что, вместо «котла» мы получили «сепаратор».
Дело дошло до того, что религиозная часть населения, вместо того чтобы демонстрировать единство, находит все новые причины для взаимной изоляции и преуспевает в разобщении чуть ли не больше, чем светский сектор. То, что должно было послужить базой для объединения, стало «центрифугой», разбрасывающей всех в разные стороны…
Вопрос: Однако и в прошлом мы вовсе не были «паиньками». Разве мало было раздоров в еврейском народе за прошедшие тысячелетия?
Ответ: В прежние времена дела обстояли иначе, но, к несчастью, мы настолько оторвались от корней, что совершенно не понимаем собственную историю, не видим за внешними описаниями сути всего того, что пережил наш народ в древности. Тогда все проблемы вращались вокруг главного, исконного стремления объединиться. Со времен Авраама и до разрушения Второго храма среди нас возникало множество конфликтов, и все они были частью постоянного поиска, постоянных попыток сплотиться над тем, что нас разделяло. Это было вечное преодоление, война против силы раскола, и именно о ней рассказывают первоисточники.
Вся наша история в те времена была борьбой за связь с Творцом. Люди прилагали гигантские усилия, стараясь возобладать над эгоистическим желанием, которое то и дело вспыхивало в каждом по отдельности и во всех вместе. Вспыхивало так, что сегодня мы просто не можем себе этого представить. В тяжелейших условиях, раздираемый жесточайшими порывами к раздору, народ вопреки всему старался держаться вместе.
Это был трудный и в то же время прекрасный путь. Спокойствия мы никогда не знали, да и нельзя успокаиваться. Сказано, что человек сам должен пробуждать зарю, не дожидаясь, пока она пробудит его. Все тогда было устремлено в верном направлении, все знали, что должны объединяться. Вражда саддукеев и фарисеев, борьба с Грецией и Римом – на самом деле это были внутренние, идеологические войны в народе не за материальное, а за духовное наследие, ради единства, как можно более крепкого.
Все тогда находились на духовных ступенях, все стояли перед внутренним выбором, а не перед нынешними выборами из числа нескольких политических партий, результаты деятельности которых безнадежно предсказуемы…
И самой трудной, самой низкой вехой на этом пути стало преддверие краха Второго храма, когда любовь обернулась ненавистью. Рабби Акива кричал о любви к ближнему, но даже его ученики больше не могли удерживаться на этой ступени. Тогда-то и началось последнее изгнание.
Однако все, что случилось, случилось не напрасно. Пускай с тех пор нас преследовали бедствия, но задела, который мы себе создали, хватило, чтобы выжить, не раствориться в веках, подобно многим другим, сберечь свое семя для нового посева и, «на излете», вновь собраться вместе.
Вопрос: Какой же урок мы можем извлечь из всего пройденного?
Ответ: Сегодня нам не понять перипетий и вызовов былой эпохи. Мы видим лишь внешнюю канву и можем истолковывать ее как угодно. На самом же деле народ Исраэля шел особым путем развития, поднимаясь над эгоистическим желанием, над собой, в неустанной тяге к единству. И нет ничего удивительного в том, что именно единства нам недостает сегодня, когда весь мир столкнулся с глобальным кризисом, охватывающим все сферы жизни людей. Ведь именно в нас, на уровне генной памяти, заложен отголосок былого сплочения, и именно у нас имеется четкая методика объединения, которую мы пока что отказываемся применять.
Методика эта позволяет сблизиться, понять, в чем состоит свобода воли, разобраться в том, как окружение воздействует на человека, и планомерно выстроить оптимальные условия для счастливой жизни – не только в отдельно взятом народе, а во всем человечестве.
Но мы глухи к позывным истории. Сколько же мы еще сможем прожить на этой земле, пока нас не выгонят отсюда? Или, в конце концов, мы все-таки осознаем происходящее и начнем меняться? Одна из двух этих альтернатив – таков наш выбор сегодня. Ведь по сути, вернувшись на свою землю, мы всего лишь получили шанс, окно возможностей, и, согласно законам истории, открылось оно не навечно, а на короткое время.
Угрозы, с которыми сталкивается наша страна, постоянно растут. Нынешний хаос на Ближнем востоке, в долгосрочной перспективе, не сулит нам ничего хорошего. Неслучайно в мировых СМИ появилась утечка о докладе американских спецслужб, согласно которому, через десять лет Израиль прекратит свое существование. Видимо, такие у Америки планы. Вообще, американцы строят планы касательно всего мира – только вот не знают, какие планы есть у истории на их собственный счет.
Так или иначе, уже создается ощущение, что весь «израильский проект» носит временный характер. Да, у нас есть материальный шанс и шанс на духовном уровне, но сама по себе возможность, которая нам сегодня предоставлена, еще не обещает позитива – она обращена в обе стороны. Мы представляем ее себе, как возможность достичь лучшего либо остаться с тем, что есть. Но нет, она двунаправлена: если мы не реализуем себя в позитивном направлении, то автоматически откатимся к негативному сценарию. И если мы не умеем правильно действовать в такой ситуации, то лучше бы нам и не получать свой шанс вовсе.
Первоисточники рассказывают о мудрецах, которые семьдесят лет обсуждали вопрос о том, чтó лучше для человека: рождаться или не рождаться на свет? И в итоге постановили: лучше не рождаться, поскольку страдания велики, но если уж родился – делай что нужно.
Без смены текущего подхода, без подлинного возвращения к тому, что зовется «землей Исраэля», мы проиграем по-крупному. Мы еще не сознаем этого, но нет худа без добра. В итоге все подводит нас к «осознанию зла» – т.е. к честному анализу болезни и правильному диагнозу.
Дело тут не в каких-то конкретных людях. Ни на кого нельзя указать пальцем как на источник проблем. Мы все отвечаем сегодня за свое будущее. И именно это вселяет надежду – ведь вместе всегда легче взяться за то, что две тысячи лет тяжелым грузом лежало на плечах одиночек.
Подготовил Олег Ицексон
Кому нужен Израиль? – Израиль нужен миру!