Читайте также
Тот факт, что Израиль ведет непрямые переговоры с ХАМАСом при посредничестве Египта, уже стал достоянием гласности. Делегация израильской разведки дважды побывала в Каире, а в ближайшее время ожидается визит египетских военных в Израиль. Судя по просочившимся сведениям, предметом переговоров стало осуществление соглашения о прекращении огня, которое было достигнуто после операции "Облачный стол", и заключение долгосрочного перемирия. Кроме того, обсуждается ослабление блокады сектора Газа, открытие КПП Рафиах для ввоза товаров широкого потребления и строительных материалов. Обозреватели уже говорят о “крепких и эффективных” связях между Израилем и Египтом.
В Египте эти переговоры не афишируются, да и в Израиле их ведение не подтверждается на официальном уровне. Президент Мурси не хочет раздражать свой народ сотрудничеством с сионистами, а израильские лидеры всегда заявляли, что не ведут переговоров с террористами.
Впрочем, этот тезис давно стал несостоятельным, поскольку опосредованные переговоры с ХАМАСом ведутся уже давно. Без них невозможны были бы освобождение Гилада Шалита и прекращение огня после каждого обострения ситуации на границе с Газой. Однако сейчас насущной необходимости в них нет. Очевидно, имеется некая важная цель (или цели), ради которой наше правительство готово поступиться принципами. Например, восстановление отношений с Египтом, которые оказались на грани краха после прихода к власти «Братьев-мусульман». Несмотря на то что Каир пока занят собственными проблемами, Израилю нужны гарантии спокойствия хотя бы на одной границе.
Египет и сам заинтересован в том, чтобы держать ХАМАС под контролем. Не случайно власти Газы недавно заявили, что Каир присоединился к израильской блокаде, закрыв ряд туннелей, соединяющих сектор с Синайским полуостровом. Президента Мурси и его правительство не может не волновать, что у него под боком находится территория, управляемая вооруженным формированием, которое имеет в арсенале иранские ракеты средней дальности. Поэтому он сам заинтересован в предотвращении контрабанды оружия. Стабилизация в Газе – это тема, по которой Израиль и Египет могут найти общий язык. Большую опасность для обеих стран представляет и Синай с окопавшимися там боевиками всех мастей.
Кроме того, посредническая миссия между Израилем и ХАМАСом повышает статус Египта в западном мире, и особенно в глазах Белого дома, который опасается разрыва Кемп-Дэвидского соглашения. Угрозы лишиться американской финансовой помощи уже один раз удержали Мурси от вмешательства в конфликт. Вскоре он оценил преимущества роли миротворца, пригласив враждующие стороны на переговоры о прекращении огня. В последнее время, похоже, и Анкара решила вернуться к этой роли, встречая полную поддержку Израиля. Иерусалим дал Турции разрешение на доставку стройматериалов для строительства больницы на побережье Газы. Для Израиля, разумеется, важно восстановить былые тесные связи с Турцией. А для турецкой стороны, как и для Египта, политически выгодна любая деятельность на благо ”страдающего палестинского народа”.
Однако и Египет, и Турция не перестанут быть врагами Израиля. Так стоит ли ради незначительных шагов навстречу делать поблажки убийцам наших граждан и вступать с ними в переговоры?
Некоторые эксперты считают, что Израиль хочет “замирить” Газу перед возможной атакой на иранские ядерные объекты или на случай вооруженного конфликта с Сирией. Но вряд ли можно рассчитывать, что экстремисты будут соблюдать соглашение с «сионистским образованием», если решат поддержать огнем своих братьев. Таких соглашений уже было немало, и они нарушались по более мелким поводам.
ХАМАСу переговоры с Израилем полезны тем, что создают платформу для его дальнейшего сближения с ФАТХом. Если это случится, то отпадет одно из главных препятствий для создания палестинского государства. Таким образом, Израиль сам приближает палестинскую независимость, что встретит горячее одобрение международного сообщества, но вряд ли нужно самому еврейскому государству.
Показательно, что эти переговоры проходят при “старом” израильском правительстве, которое называют одним из самых правых в Израиле. Впрочем, давно известно: характер коалиции не влияет на ход мирного процесса. Не исключено, что контакты с ХАМАСом будут продолжены и в следующую каденцию, хотя партии “Еврейский дом” и “Еш атид”, как и Ликуд с НДИ, высказываются против уступок палестинцам. Однако переговоры с ХАМАСом не касаются уступок, они лишь призваны закрепить статус-кво, и в этом смысле безопаснее (по крайней мере, пока), чем переговоры с Абу Мазеном. Разумеется, следующим этапом станут требования, условия и претензии со стороны Исламского движения, но в Израиле не привыкли загадывать далеко вперед.