Читайте также
Божеские счеты
В недельной главе "Мишпатим" приводится множество законов, регулирующих выплату компенсации при нанесении ущерба, как имущественного, так и телесного. Например, "и когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но опасности не будет, то тот наказывается (выкупом), какой наложит на него муж той женщины, и он платит через судей. Если же окажется опасность, то отдай душу за душу. Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, Обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" (21: 22-25).
Комментаторы разъясняют, что выражение "глаз за глаз, зуб за зуб" не следует понимать буквально, что оно подразумевает денежную компенсацию в размере той суммы, которая высчитывается из разницы в цене между здоровым рабом и рабом увечным.
Однако, как мы видим, на уровне цельного человека, а не его отдельных органов, такой пересчет категорически недопустим: убийство человека ни в коей мере не может компенсироваться деньгами, но возмещается исключительно смертной казнью убийцы. За глаз – взымаются деньги, но за душу отнимается именно душа, как со всей определенностью говорится в другом месте: "Не берите выкупа за душу убийцы, грешника, которому (надлежит) умереть, а он должен быть предан смерти. И не берите выкупа за убежавшего в город убежища своего, чтобы возвратиться (ему) жить в стране до смерти (великого) священника. И не оскверняйте земли, на которой вы, ибо кровь оскверняет землю, и земле не искупиться от крови, пролитой на ней, разве только кровью пролившего ее" (Бемидбар 35:31-33).
Между тем в нашей главе далее приводятся слова, которые вроде бы вступают в явное противоречие с приведенным принципом: "Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них ты притеснишь, то, когда возопиет ко Мне, услышу Я вопль его. И возгорится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами" (22:22-23).
Уравнение, как мы видим, в данном случае совершенно другое. В отличие от людей сам Всевышний, оказывается, при наказании может обращаться к совершенно иным пропорциям. Верно, нечестивцы поступают очень плохо, очень несправедливо: "Нагого на ночь кладут (нечестивцы) без укрытия, и без одеяния в стужу; Мокнут под горным ливнем (бедные) и жмутся к скале бесприютно; (Нечестивцы) похищают грудного сироту и с неимущего берут в залог; Ходят (сироты) в наготе, без одежды, и голодая, носят снопы; Выжимают масло они (из олив) в рядах, топчут в давильнях виноград – и жаждут" (Иов 24:7-12).
Но разве за причинение этих страданий нечестивцы заслуживают смертной казни? Почему тот, кто обидел сироту, рискует лишить родителей собственного сына? Что за странная мера пресечения: обида сироты карается сиротством детей обидчика! Тут уже не только обиженный судьбой Сальери, а любой человек (не очень считающийся с другими людьми) вправе возмутиться: "все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и – выше!"
Что в самом деле стоит за приведенной угрозой Всевышнего? Как осуществляется судТого, кого мы привыкли звать долготерпеливым и многомилостивым?
Небесная бухгалтерия
Некоторые принципы Божественногосуда указаны в Талмуде. Так, в трактате Таанит (11.а) по поводу слов Писания "Бог верен и нет кривды" (Двар 32:4) говорится следующее: "Бог верен" - подобно тому, как с грешников в грядущем мире взыскивают даже за малое преступление, которое они совершают, так в этом мире взыскивают с праведников даже за малое преступление, которое они совершают. "И нет кривды" - подобно тому, как праведников в грядущем мире удостаивают награды даже за малую заповедь, которую они исполнили, так в этом мире удостаивают награды грешников даже за малую заповедь, которую они исполнили".
Между тем очевидно, что этот подход противоречит приведенным словам Торы: "вдовы, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них ты притеснишь, будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами". В самом деле, притеснение беззащитных людей вроде бы весьма серьезный грех, а значит, по большому счету, за него адекватнее наказывать в грядущем мире. Почему же Всевышний угрожает наказывать обидчиков в этом мире, да еще смертью, то есть заведомо строже, чем они того заслуживают?
Во-первых, нет ничего неадекватного в том, что Тот, кто непропорционально наказывает (в этом мире) праведников, непропорционально накажет также и грешников. А во-вторых, Его право отнимать жизнь у обидчиков вдов и сирот – это не закон (в противном случае все бы считали сиротство и вдовство специфическим наказанием за черствость и бессердечие), а именно право. Всевышний вправе наказывать людей строже, чем то предписывает общая справедливость, как Он вправе миловать их.
И это очень важный пункт, о котором часто забывают любители отслеживать карму в делах Бога. Тот, кто воображает, что он способен разобраться в бухгалтерии Всевышнего, обманывает себя и других. Дело в том, что Всевышний не только судия, действующий в строгом соответствии с Законом, но также и Царь, зачастую поступающий вполне произвольно. Если Царская воля иногда склоняется к помилованию, то есть к прощению грешника, заслуживающего сурового наказания, то нет ничего удивительного в том, что иногда она может склониться также и к более строгому наказанию, чем то, которого человек заслуживает.
Но это даже некоторый внешний план. Человеческая некомпетентность в вопросе Божественных судов гораздо более масштабна и принципиальна. Разумеется, Всевышний может открыть через пророка, как и за что Он карает тот или иной грех, и ТАНАХ переполнен такого рода сведениями. Однако расчет Божественного воздаяния средствами каких-то общих правил или "каббалистических знаний" - заведомо вздорное предприятие.
Элементарное уважение не допускает никаких заочных суждений о любом человеке, никто в мире кроме самого этого человека не может его представлять. Всякий, даже самый "предсказуемый" сын Адама является принципиальной загадкой, суверенным обладателем свободной воли, способным огорошить знатоков его души, в которую в действительности в лучшем случае может проникнуть только Бог, но уж никак не человек. Как же этот человек, даже вооруженный точнейшими каббалистическими формулами, может всерьез воображать, будто бы он вошел в Его расчеты!
Как сказано в трактате "Перкей Авот" (4:19), "Нам не дано постичь ни благоденствия нечестивых, ни страданий людей праведных". Всевышний может наказать "всемеро" ( Ваикра 26.21), а может избавить ("если будут грехи ваши (красны), как кармазин, то станут белыми, как снег" (Иешайя 1:18).
Высшая справедливость не подчиняется внешней системе, и поэтому она не может выглядеть для нас одновременно также как и высшая несправедливость, как сказал Иов: "Земля отдана в руку нечестивых, лица судей ее закрывает Он; если же нет – кто тот?" (9:24).