Читайте также
Не прошло и двух недель после выборов, как партформирование «Наш дом Ликуд» опубликовало некоторые тезисы своей программы. Поступок весьма разумный - если бы нечто подобное появилось накануне выборов, Нетаниягу-Либерману не удалось бы набрать и тех мандатов, которые им перепали. Так как невозможно скрыть поражение, надо хотя бы попытаться выдать его за победу.
Новый состав кнессета включает всебя 12 партий, представляющих самыеразные слои населения, и это затрудняет реализацию идеологически выдержанных, но оторванных от жизни планов. В таких условиях правящей партии, если она и впредь предполагает оставаться таковой, надо либо пересмотреть собственные узкопартийные планы, либо устранить препятствия, которые мешают править. Главное из этих препятствий - демократическая система власти, система сдерживания и ограничения наполеончиков, дорвавшихся до государственных рычагов. Та самая система, которой Израиль неустанно похваляется, представляя себя единственным демократическим государством на Ближнем Востоке.
План перераспределения власти озвучил недавно на специальном брифинге младший партнер дуумвирата А. Либерман. Реформа по его словам должна стать основой “фундаментальных принципов, на которых будет строиться формирующееся правительство”. Не улучшение условий жизни, не снижение галопирующих цен, не разминирование тикающего конфликта с палестинцами, не обуздание ненасытных ультраортодоксов, - а именно реформа власти. Что же из себя представляет эта неотложная реформа?
Суть ее в том, чтобы оградить исполнительную власть от контроля парламента и развязать министрам руки для безнаказанных действий. Например, премьер-министру не нужно будет добиваться согласия парламентского большинства. Это по утверждению А. Либермана, “нейтрализует любые попытки шантажа”. Если, например, глава правительства решит очистить госбюджет от обременительных социальных программ, а освободившиеся пару-тройку миллиардов перебросить на увеличение собственного кабинета, открытие новых йешив, строительство очередных заборов вокруг очередных поселений или на борьбу с угрозой нападения марсиан, любые попытки шантажа со стороны мелких партий будут нейтрализованы. Прекрасная реформа! Как это раньше без нее обходились?
Необходимость концентрации власти вруках узкой группы политиков, прислуживающей узким группам населения, объясняется остальному населению с одноклеточной простотой - только сильное правительство способно провести в жизнь реформы, которых требует народ. Не объясняется, правда, почему это правительство не провело никаких требуемых народом реформ за прошедшие 4 года, когда Б. Нетаниягу и его раздутый кабинет пользовались абсолютной поддержкой кнессета и имели возможность провести практически любую реформу.
Предлагаемый передел власти действительнодает возможности лидеру провести реформы. Но кто этот лидер? Есть ли он в раздираемом конфликтами народе Израиля? Что будет, если власть попадет в руки, например, к раввину Овадье Йосефу – духовному авторитету общины выходцев из восточных стран и ее непогрешимому повелителю. В недавней предвыборной кампании посланцы почтенного раввина всеми средствами порочили некошерных российских евреев и отдельно – самого А. Либермана. Что же будет, когда благодаря реформе предлагаемой самим А. Либерманом, этот авторитет или его вороватый ставленник Арье Дери получат власть не только над предвыборным штабом? Будут неевреев сгонять в нееврейские гетто или ограничатся специальным налогом на некошерность?
Справедливости ради следует отметить, что разумные зерна в проектеА. Либермана все-таки есть. Повышение электорального барьера охладит политических авантюристов, превращающих выборы в собственную рекламную кампанию. Даже в случае победы двухмандатные партии, как правило, не выходят за рамки частного проекта отдельной публичной персоны. Так когда-то исчезла «Исраэль ба-алия», которая, не спросясь избирателей, перепродала их голоса Ликуду. То обстоятельство, что несколько десятков тысяч человек голосовали за обещанные им жилье, работу, образование, достойную старость и прочие репатриантские радости, никак не повредило сделке. Не менее успешно толкнул Аводе свой профсоюзный двухмандатник Амир Перец. В ближайшем будущем, как можно предполагать, Шаулю Мофазу удастся выгодно реализовать подержанную Кадиму.
Пришло время и для разделения законодательной и исполнительной властей. Уже второе десятилетие политики говорят о «норвежском законе», который запрещает министру одновременно быть членом кнессета, голосуя в парламенте за свои не всегда удачные действия на министерском посту. Но скорее всего, именно эта часть реформы исчезнет из законопроекта или будет принято в кастрированном виде. Уж слишком удобно народным избранникам сидеть сразу на двух стульях. Вряд ли они добровольно откажутся от этого удобства в угоду каким-то принципам.
Остается надеяться, что возобладает национальное чувство, которое за многие столетия существования еврейских общин в диаспоре выработало действенную систему демократии и сопротивления своекорыстным выскочкам. И вместо того, чтобы пилить сук, на котором сидит, народ Израиля займется обсуждением целесообразности этого действия к обоюдному удовольствию избирателей и избранников. Такая увлекательная тема хотя бы отвлечет народ от обсуждения реальных проблем, угрожающих существованию государства.