Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+15+9
Иерусалим
+11+6

Мнения

А
А

Демографические истоки правого крена Израиля

Деление сегодняшней политической системы Израиля на правых и левых не дает точного представления о складывающейся перспективе.

29.01.2013
Источник:ИноСМИ.Ru
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Парламентские выборы в Израиле создали электоральный тупик, в котором оказались два избирательных блока: партии, представляющие националистически настроенных и религиозных правых, и те, что связаны с политическим центром и левым крылом. Однако, как и в американской политике, деление сегодняшней политической системы Израиля на правых и левых не дает точного представления о складывающейся перспективе. Картина не укладывается в простые идеологические штампы. При таком узком подходе не учитываются долгосрочные демографические сдвиги и культурные расколы, обеспечивающие глубокие политические изменения.

Возьмем в качестве примера американскую Силиконовую долину и ее израильского собрата – Силиконовую вади. Это цепь начинающих фирм из сферы высоких технологий и интернет-компаний, протянувшаяся вдоль дороги, ведущей из Тель-Авива в Хайфу. Данные предприятия стали движущей силой, стоящей за нынешним экономическим чудом Израиля. Можно было предположить, что работающие там программисты, инженеры и менеджеры выиграли от инициированной премьер-министром Биньямином Нетаньяху рыночной политики, и поэтому будут голосовать за его партию «Ликуд» (и за ее союзницу на выборах - партию Авигдора Либермана «Наш дом Израиль»).

Но такие же предположения можно было бы делать и по поводу предпринимателей, обитающих в американской Кремниевой долине, однако они в большинстве своем не стали голосовать за сторонника бизнеса Митта Ромни. Вместо этого, они поддержали государственное вмешательство в экономику, за которое выступает Барак Обама.

Большая часть молодых, современных и образованных специалистов из области высоких технологий проголосовала за партию «Еш Атид» («Есть будущее») и за ее довольно молодого и продвинутого лидера Яира Лапида (Yair Lapid). На самом деле, Лапид получил большинство голосов избирателей в районе Тель-Авива и его пригородов. Это полная жизненной энергии и либеральная городская агломерация на берегу Средиземного моря, где живут и работают в основном нерелигиозные профессионалы из среднего и высшего класса.

Представьте себе израильскую версию треугольника между Манхэттеном, Северной Виргинией и округом Марин, где Обама получил наибольшее количество голосов, и вы, видимо, поймете, почему Лапид добился таких хороших результатов в Тель-Авиве, однако серьезно проиграл в «красных» зонах Израиля. К ним относится Иерусалим, где верх одержала ультраортодоксальная партия «Объединенный иудаизм Торы», а также Хайфа, где живет средний и рабочий класс, и где победил «Ликуд».

50-летний Лапид – бывший тележурналист и известная личность в средствах массовой информации. Это типичный молодой, образованный и состоятельный горожанин-космополит, который будет чувствовать себя, как дома, в любом западном мегаполисе. Он представитель «креативного класса» когнитивных аналитиков, как выражается социолог Ричард Флорида (Richard Florida). Эти люди добиваются успеха своим умом и образованием и обычно поддерживают светско-либеральные политические и культурные ценности, такие, как однополые браки (Тель-Авив возглавляет список городов, которые гостеприимно относятся к туристам-геям).

Неудивительно, что Лапид вместе со своим электоратом выступает за отделение синагоги от государства и требует, чтобы ортодоксальные евреи проходили обязательную воинскую службу и не жили на социальном обеспечении у государства. Что касается экономики, то они выступают за сочетание свободного рынка и предоставление помощи нуждающимся, отдавая предпочтение западноевропейской модели. И хотя сторонники Лапида явно не принадлежат к лагерю идеалистических противников войны, им очень хочется избавиться от большей части оккупированных территорий и живущих там арабов в обмен на жизнеспособное и прочное соглашение о мире. Это позволит им привязать Израиль к Евросоюзу, отделив его от мусульманского Ближнего Востока.

Но в отличие от Обамы и его коалиции, на стороне которой оказалась демография, Лапид и левофланговые партии Израиля, пользующиеся поддержкой электората в «синей» зоне Большого Тель-Авива и на его периферии, сталкиваются с угрозой демографического спада и перегруппировки в рядах избирателей. Между тем, националистические и религиозные силы правых могут рассчитывать на расширение в предстоящие годы своей избирательной базы, куда входят ортодоксальные и ультраортодоксальные иудеи и избиратели из общин иммигрантов, приехавших из России и арабских стран.Лапид - сын покойного «Томми» Лапида, ведущего политика и деятеля СМИ. Он - член так называемого «белого племени» (этакая израильская версия белых протестантов англо-саксонского происхождения в США), потомков первой волны иммигрантов-сионистов, которые основали Израиль. Большинство из них вышли из европейских семей среднего класса, и их политическая ориентация, будь она социалистической или либеральной, являлась продуктом светских ценностей Запада.Усиление правых националистов в Израиле в 1970-е годы стало отражением растущего демографического влияния более традиционных и консервативных мизрахимов (евреи из арабских стран). Эта группа, подобно этническим меньшинствам и католическим избирателям, отошедшим от Демократической партии, чувствует себя чужой среди светских и либеральных ашкенази (европейские евреи). Она склонилась в сторону тех политических партий, которые сформировали «Ликуд». К ним позже присоединились эмигранты из бывшего Советского Союза, и все они коллективно демонстрируют неприязнь к либеральным, а тем более - к левым программам. Сегодня этих людей представляет Авигдор Либерман из партии «Наш дом Израиль». В то же время, усиление сионистско-ортодоксальной общины, ставшей главной движущей силой движения за создание еврейских поселений, а также взрывной демографический рост у ультраортодоксальных евреев привели к созданию избирательного резерва для воинствующих, националистических и религиозных правых сил.

41-летний Нафтали Беннет (Naftali Bennett), возглавляющий партию «ха-Байт ха-Йехуди» («Еврейский дом») произвел фурор в политической системе Израиля, заручившись поддержкой у ортодоксальных еврейских избирателей, которые в прошлом голосовали за «Ликуд». Беннет отказался от варианта решения ближневосточной проблемы по принципу «двух государств» и хочет аннексировать отдельные районы на Западном берегу. Он представляет будущее националистического и религиозного блока – точно так же, как Лапид является сегодня подлинным выразителем интересов светско-либеральной традиции Израиля в ее остаточном виде.

Но поскольку ультраортодоксальные евреи в следующем десятилетии составят четвертую часть израильского электората, перспективы у националистического и теократического правофлангового блока выглядят многообещающе. В то же время, левоцентристские сионистские партии, видимо, лишатся потенциального источника роста электоральной базы в лице израильских арабов. Как и ультраортодоксальные евреи, они через несколько лет составят четверть израильских избирателей. Но они более требовательно выступают за изменения в Израиле, настаивая на том, чтобы страна если не отказалась от своего статуса «еврейского государства», то стала государством «для всех его граждан». Лапид считает, что Израиль может быть еврейским, и в то же время западным демократическим государством.

Но без урегулирования в перспективе израильско-палестинского конфликта шансы превращения Израиля в милитаризованное еврейское гетто будут усиливаться, а мечты процветающего и прозападного Большого Тель-Авива растворятся в воздухе. Если Лапид войдет в состав израильского правительства, у него будет гораздо больше влияния и возможностей - если не для разворота, то по крайней мере для замедления данного процесса. Будущее действительно есть, но пока не ясно, принадлежит ли оно Лапиду.

Леон Хадар, "The National Interest", США

Леон Хадар – старший аналитик консалтинговой компании по вопросам геостратегии Wikistrat, автор книги «Sandstorm: Policy Failure in the Middle East» (Буря в пустыне: провал ближневосточной политики).

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке