Читайте также
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
- Израильтяне устремились в Таиланд
Несмотря на значительное снижение популярности (вместо нынешних 42 правящий блок "Ликуд" - "Наш дом Израиль" получил всего 31 место в Кнессете), итоги израильских выборов показали, что премьер-министр Биньямин Нетаниягу оказывается единственным политиком, у которого есть реальные шансы на формирование правящей коалиции.
В окружении премьера отмечают, что коалиционные переговоры он фактически начал вести еще накануне вечером, сразу после объявления результатов экзит-поллов. Первым, кому позвонил Нетаниягу и поздравил с успехом, был Яир Лапид - бывший телеведущий, создатель и лидер левоцентристской партии "Еш Атид" ("Есть будущее").
Список Лапида занял второе место и получил 19 мест в Кнессете. Невиданный успех для новой партии и нового политика.
Не меньшим успехом в Израиле считают и 11 мандатов право-религиозной партии "Бейт Йехуди" ("Еврейский дом") под руководством миллионера Нафтали Бенета.
Без Лапида, как впрочем и без Бенета, у Нетаниягу нет возможности сформировать правящую коалицию – для этого необходим 61 мандат. На этом фоне все без исключения израильские комментаторы сходятся во мнении, что именно Лапид и Бенет в ближайшие дни определят будущее направление израильской политики.
Нетаниягу "потерпел" победу
Чуть более года назад, в ноябре 2011 года популярность премьера Нетаниягу была на пике. После сделки с ХАМАС по возвращению похищенного палестинскими боевиками израильского солдата Гилада Шалита все опросы общественного мнения указывали на то, что если бы "Ликуд" тогда пошел на досрочные выборы, то без особых проблем увеличил бы свое представительство в Кнессете.
Прекрасно видел эти опросы и сам Нетаниягу, который в декабре 2011 объявил о проведении праймериз в правящей партии.
Парадоксально, но получив максимальную поддержку от соратников по "Ликуду" в конце января 2012, Нетаниягу начал терять популярность в глазах израильского избирателя. Не сумели в "Ликуде" остановить потерю мандатов вплоть до окончания предвыборной кампании. Не помогло даже решение идти на выборы единым списком с партией "Наш дом - Израиль" Авигдора Либермана.
То, что союз "Ликуд-НДИ" потеряет мандаты, стало понятно уже во вторник в девять часов вечера, за час до официального объявления результатов экзит-поллов. Многие журналисты, работавшие в штабе "Ликуда" в Тель-Авиве, получили предварительные данные голосования и тут же начали делиться ими с высокопоставленными министрами от правящей партии. Реакцию политиков можно было описать одним словом – шок.
"Конечно же, мы рассчитывали на совершенно другой результат, и итоговый 31 мандат нас сильно разочаровал, - говорит депутат от "Ликуда" Дани Данон. - С другой стороны, следует понимать, что если бы не удачное объединение с партией "Наш дом Израиль", вообще неясно, оказался бы "Ликуд" на первом месте по результатам выборов".
Тяжелую атмосферу, царившую в штабе "Ликуда", не смогла исправить даже прибывшая туда специальная группа поддержки с национальными флагами и барабанами. В какой-то момент даже показалось, что веселящаяся молодежь пребывает на какой-то другой политической планете.
Они танцевали и пели, а руководство "Ликуда", включая самого премьера Нетаниягу, ломало голову над вопросом, каким образом они потеряли треть своей силы.
"Мы добились главных двух целей - победы на выборах и преемственности власти", – заявил с трибуны в Тель-Авиве бывший глава МИД Авигдор Либерман, второй номер в общем списке.
Впрочем, не все в "Ликуде" разделяют оптимизм главы "НДИ". Один из высокопоставленных лидеров партии Биньямина Нетаниягу отметил, что им еще предстоит провести серьезный анализ случившегося и сделать не менее серьезную работу над ошибками.
"Глядя реально на результаты, можно сказать, что Нетаниягу потерпел победу на этих выборах", - с грустью в голосе отметил собеседник.
Слово за "Еш Атид"
Согласно окончательным результатам, за правящий блок "Ликуд-НДИ" отдали свой голос 832 тысячи израильтян (23% избирателей).
На втором месте - главная неожиданность прошедших выборов – партия "Еш Атид". Созданное всего год назад новое движение поддержали на выборах более полумиллиона израильтян (14%).
Третьей к финишу пришла Партия труда ("Авода") под руководством еще одной бывшей телезвезды Шели Ехимович. Несмотря на радужные опросы, сулившие "Аводе" большой успех на выборах, ее поддержали лишь 11% избирателей (409 тысяч голосов). Не исключено, что на это повлияла слишком жесткая позиция Ехимович относительно нежелания в будущем заседать в одном правительстве с Нетаниягу.
Всего за неделю до выборов партия "Авода" провела специальную пресс-конференцию, на которой было объявлено о конкретной цели сменить Нетаниягу в кресле премьера, а не вести с ним закулисные переговоры о будущих портфелях. Подобных заявлений в "Аводе" ждали и от лидеров двух других левоцентристских партий – экс-главы МИД Ципи Ливни ("ха-Тнуа") и Яира Лапида ("Еш Атид").
Оба, однако, отказались давать публичные гарантии того, что в будущем не войдут в правительство "Ликуда". И если для Ливни этот шаг не имел электорального значения (ее движение получило всего шесть мандатов, как и ожидалось в опросах), то главе партии "Еш Атид" такое поведение сыграло только на руку.
"Лапид заявил, что готов вести коалиционные переговоры с Нетаниягу, а это означает, что даже в его партии понимают, что другого кандидата на премьерский пост быть не может, - заявила в среду утром депутат от "Ликуда" Ципи Хотубелли. – Мы, со своей стороны, заинтересованы в максимально широкой коалиции и хотим видеть "Еш Атид" в правительстве".
Власть – новому среднему классу
Наряду с Лапидом в "Ликуде" хотят видеть в коалиции и партию "Еврейский дом". Это не только вопрос мандатов, но и прежде всего политического имиджа Нетаниягу. Успешный телеведущий Лапид и успешный бизнесмен, в прошлом майор спецназа Генштаба израильской армии Бенет представляют собой новое поколение израильтян.
Поколение высоких технологий, успешных людей среднего класса, которое на этих выборах не только заявило о себе, но и дало понять, что желает влиять на политические процессы в еврейском государстве.
Один из ключевых вопросов, который бурно обсуждался на следующее утро после выборов - захочет ли Биньямин Нетаниягу изменить своему традиционному партнерству с религиозными партиями "ШАС" (11 мандатов) и "Яхадут ха-Тора" (семь мандатов), которые, по мнению многих комментаторов, изрядно усложнили жизнь главе правительства.
В руководстве партии "ШАС" отмечают, что не видят возможности создания правительства без религиозных ортодоксов и напоминают, что последний раз на подобный шаг пошел Ариэль Шарон в 2003 году – что, по их мнению, привело к резкому ухудшению экономической ситуации и еще большему разрыву между богатыми и бедными.
С другой стороны, решение целого ряда проблем (доступное жилье, обязательный военный призыв для всех и гражданские браки), о которых говорят как в "Еш Атид", так и "Еврейском доме", представляется невозможным в одной коалиции с религиозными партиями.