Читайте также
"Сильный премьер для сильного Израиля" - таким в ходе предвыборной борьбы был слоган Биньямина Нетаниягу. Он потерпел поражение. И теперь он должен считаться с новым фактором: с усилением партии центра. Ему будет сложно создать стабильную коалицию.
Как только стали известны первые предварительные оценки результатов выборов, Биньямин Нетаниягу сообщил с помощью портала Facebook о том, что его народ сделал свой выбор, и он должен остаться премьер-министром. Нетаниягу отметил, что выборы уже позади, и теперь надо заниматься существующими вызовами. Большое спасибо.
Слишком лаконичный комментарий для хорошего проигравшего. Ведь ситуация такова: король Биби проиграл. "Сильный премьер для сильного Израиля" - таков был его лозунг в ходе предвыборной борьбы, но Нетаниягу потерпел поражение. И теперь его позиции при формировании правительства несколько ослабнут. Он проводил досрочные выборы для того, чтобы "зацементировать свою власть на годы вперед", заявил он недавно, доверительно подмигивая. Вместо этого, он теперь вынужден сидеть между всех стульев одновременно.
Нетаниягу объединил свою партию Ликуд с партией своего бывшего министра иностранных дел Авигдора Либермана, и это было сделано по рекомендации американских специалистов по выборам, а также политтехнолога Артура Финкельштейна (Arthur Finkelstein). Этот стратегический альянс явно не оправдал ожиданий. И Нетаниягу переоценил себя. В 2009 году партия Ликуд получила 42 места, а теперь вместе с партией "Наш дом Израиль" (Yisrael Beitenu) она получит где-то в районе 30 мест. Всего в Кнессете, парламенте Израиля, - 120 мест.
Вероятность того, что после этой избирательной ночи и дальше все будут серьезно и вполголоса говорить о "финкельштейнизации политики", быстро уменьшается. Нетаниягу расплачивается теперь за ту кампанию, которая на самом деле никакой кампанией и не была, а воспринималась как подходящая возможность для воскурения фимиама самому себе. Альянс Ликуд – Бейтену во время предвыборной борьбы даже не опубликовал своей программы, и казалось, что бесконечно повторяемого рефрена будет достаточно: "Мы гордимся нашим единством и силой".
Судя по всему, у избирателей на этот счет было иное мнение. И они перевернули с ног на голову казавшуюся прочно скрепленной политическую уверенность прошлого года. Уверенность, например, относительно существования двух блоков. Первый объединяет представителей право-консервативно-религиозного направления, а второй – партии левого центра. "Эта схема теперь разрушена", подчеркивает комментатор Ари Шавит (Ari Shavit).
Неожиданное усиление центра
Дело в том, что большой неожиданностью этих выборов, в которых ничего подобного не должно было вообще случиться, является партия "Есть будущее" (Jesch Atid) Яира Лапида (Yair Lapid), которая действительно располагается где-то в центре политического спектра. Успех Лапида удивил также многих экспертов в области общественного мнения. Известный обозреватель и телеведущий, весьма обеспеченный и сделавший себя сам человек, получил почти в три раза больше голосов, чем ему предсказывали проведенные ранее опросы. С примерно 20 местами в парламенте он сразу стал главой второй по значимости партии; никто из тех людей, которые находятся в его списке, не были раньше депутатами. Судя по всему, он не ограничится ролью язычка у весов во время переговоров по созданию коалиции. Что касается его председательства в партии, то в целях безопасности он зарезервировал за собой это место до 2020 года.
В любом случае его избирательный слоган, судя по всему, оправдался. Мы здесь для того, чтобы изменить страну – так он звучит. Лапид в первую очередь говорит от лица среднего класса, он хочет, чтобы ответственность была равномерно распределена на все части общества. "Мы не будем участвовать в правительстве, которое согласится не призывать на военную или гражданскую службу ультраортодоксов и которое не обяжет их самих заниматься добыванием средств к существованию". Приверженцы религии, у большинства из которых большие семьи, получают поддержку от государства, и исключений из этого правила совсем немного.
Яир Лапид поступил благоразумно и выдвинул требования для вхождения его партии в правительство: он готов работать плечом к плечу с Нетаниягу, но не намерен быть пресловутым фиговым листом для преимущественно право-религиозного правительства. По поводу сторонников правительства в лице поселенцев, ультраортодоксов и представителей национально-религиозного лагеря он не испытывает особой симпатии.
Лапид также в качестве условия настаивает на том, чтобы еще одна партия из левого центра вошла в правительство Нетаниягу. Это также будет сложно реализовать, поскольку Шели Яхимович (Shelly Yachimovic), глава Рабочей партии, изначально отвергла подобную возможность. Бывшая министр иностранных дел и председатель образованного ею "Движения" Ципи Ливни (Zipi Livni) также будет не очень удобна для Нетаниягу в качестве партнера по коалиции. Кроме того, Лапид заявил, что он не войдет в правительство, которое откажется вести переговоры с палестинцами.
В любом случае Биби будет сложно создать коалицию не только из-за выдвинутых Лапидом условий. По крайней мере сейчас ясно, что ему будет поручено формирование правительства. Все остальные вопросы находятся в процессе обсуждения. Однако объединения только с так называемыми естественным коалиционными партнерами пока еще самой крупной фракции Ликуд – Бейтену будет, вероятно, недостаточно для формирования комфортного большинства. По мнению экспертов по выборам, не исключается также (весьма маловероятная) возможность создания правительства левого центра и ультраортодоксов. Однако можно с уверенностью сказать об одном – в нем не будет Нетаниягу.
Юлия Хайер, "Der Spiegel", Германия