Читайте также
Наследник престола и министр обороны Саудовской Аравии в последние 50 лет, принц Султан бен Абдель Азиз аль-Сауд, скончался в минувшую субботу в нью-йоркском госпитале от рака. Одновременно король Саудовской Аравии Абдалла, сводный брат покойного, передал часть своих полномочий представителям монархического семейства и проходит реабилитацию после третьей операции на позвоночнике.
Королевский двор прилагает максимум усилий для того, чтобы успокоить поданных и зарубежных союзников, создать видимость "рутинного течения жизни". Однако изменения во властных структурах происходят в период, когда Саудовская монархия стоит на пороге гигантских проблем – внутри страны и за ее пределами. Со сложностями подобного масштаба ей не приходилось сталкиваться в прошлом.
Передача власти в Саудовской Аравии представоляет собой процесс, связанный с высокой степенью риска. Большая часть из 18 сыновей основателя монархии Абдель Азиза – либо люди преклонного возраста, либо больны, либо не имеют ни малейшего опыта в управлении государством. Более того, процесс наследования престола сопровождается непримиримой закулисной борьбой между претендентами на высший пост.
Это затрудняет возможность прогнозировать развитие событий в этой стране. До сегодняшнего дня власть в Саудовской Аравии переходила от брата к брату, а не от отца к сыну. Это обеспечивало приход к власти опытных наследников престола. С другой стороны, подобная практика привела к тому, что все потенциальные наследники оказались очень старыми людьми. С целью укрепить монархические институты, включая процесс престолонаследия, король Абдалла создал в 2006 году особый орган – "Совет преданности". Эффективность этого учреждения ни разу не подвергалась проверке на практике.
В связи со смертью Султана бен Абделя Азиза аль-Сауда и болезнью короля Абдаллы страной фактически управляет Наиф, третий номер в монархической иерархии, сводный брат Абдаллы и министр внутренних дел с 1975 года. Ему "всего лишь" 78 лет. Он считается консерватором даже по саудовским меркам и не имеет опыта ведения внешнеполитических дел. Он обладает наиболее высокими шансами унаследовать саудовский престол. Это вызывает тревогу в либеральных кругах, поскольку Наиф находится в тесной связи с религиозным истеблишментом.
Имеются опасения, что Наиф (заявивший, что Израиль стоит за терактом 11 сентября 2001 года) начнет сворачивать реформы, которые начал вводить Абдалла. Совсем недавно Абдалла заявил, что в 2015 году женщины получат право участвовать в выборах в органы местного самоуправления. Наиф имеет внушительный опыт в подавлении сопротивления противников режима, включая людей Аль-Каиды. Его близость к религиозным кругам может способствовать процессу легитимации саудовской монархии среди исламских консерваторов.
Сокрытие информации о состоянии здоровья короля Абдаллы, родившегося в 20-х годах прошлого века, рождает многочисленные слухи о нестабильности саудовского режима и неспособности монархии охранять святые места – Мекку и Медину. Не стоит также забывать, что на территории этого государства находятся самые большие в мире запасы нефти. В последние годы Саудовская Аравия перестала пассивно наблюдать за происходящим в регионе и выступила против Ирана, стремясь занять место лидера "умеренного" суннитского лагеря.
Йоэль Гужански, "Маарив"