Читайте также
Формула Виленского Гаона
В главе "Вайехи" приводятся благословения данные Йаковом его сыновьям перед смертью. Причем этим благословениям предшествовало обещание открыть будущее: "И призвал Йаков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в последствии дней. Сойдитесь и послушайте, сыны Йакова, и послушайте Израиля, отца вашего". (49:1-2)
Раши так комментирует слова "и я возвещу вам": "Он желал раскрыть конец (срок конечного избавления), но Шехина устранилась от него, и он стал говорить другое".
Точные сроки последнего избавления были сокрыты и от других еврейских пророков. Причем самостоятельное вычисление времени прихода Машиаха традицией не приветствуется. Так в трактате Сангедрин (97.б) сказано: "Да будут прокляты те, что исчисляют сроки и говорят: "Поскольку наступило время конца, а он не пришел, то уже не придет" - а жди его, как сказано "если замедлит, жди его, ибо придет непременно" (Хаваккук 2.3)… рабби Натан сказал: "Этот стих проникает и опускается в глубины бездны". Раши в свою очередь следующим образом комментирует эти слова Гемары: "Как у бездны нет конца и края, так человек не может постичь до конца этот стих, ибо нет конечного срока для Мессии, а только "если замедлит, жди его", и для него не существует ограничения во времени".
Между тем предельный рубеж пророками все же обозначен – это 6000 лет от сотворения мира, как сказано: "Учили в доме учения (пророка) Элияху: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет – хаос, две тысячи лет – Тора, две тысячи лет – время Машиаха" (Авода зара 9а).
Более того, еврейская традиция хранит подробное "расписание" событий этого последнего шестого тысячелетия. "Расписание" это строится на одном важном принципе, сообщенном Виленским Гаоном в одном его комментарии к книге "Зоар": "все дни сотворения мира - намек на шесть тысячелетий, соответствующие шести дням творения. Они проявляются в тысячелетиях, каждый в свой день и в свой час. И отсюда знай о приближении избавления". Так, например, два сотворенных в четвертый день светила Виленский Гаон ставил в соответствие с Первым и Вторым Иерусалимским Храмом, возведенными именно в четвертом тысячелетии после сотворения Адама.
В этой связи особый интерес представляет следующая детализация событий шестого дня творения, предложенная в трактате Сангедрин (38): "В первый час был замешан прах, во второй придана форма, в третий создана фигура, в четвертый в него была вселена душа, в пятый он был поставлен на ноги, в шестом он дал имена животным, в седьмой час была создана Хава, в восьмой взошли на постель двое - сошли четверо, в девятом часу был дан запрет вкушать от древа познания, в десятом часу нарушили заповедь, в одиннадцать часов человек был судим и в двенадцать изгнан" (аналогичные версии последовательности событий шестого дня приводятся в мидрашах "Пиркей рабби Элиэзер" и "Псикта де-рав Кахане").
Почасовая сводка
В романе Ури Шахара "Мессианский квадрат" предпринимается попытка привести в соответствие этих почасовых событий шестого дня с историческими событиями шестого тысячелетия, поделенного на двенадцать "часов" (соответствующих 83.3 годам). В этом сочинении представлена следующая таблица:
"1-ый час Шестого тысячелетия, в период с 1240 (5000) по 1323 (5083) год - в истории замешивался материал, из которого изготовлялся человек.
2-ой час с 1323 (5083) по 1406 (5166) - человеку придавалась форма;
3-ий час с 1406 (5166) по 1490 (5250) - создавалась его фигура,
4-ый час с 1490 (5250) по 1573 (5333) - в человечество была вселена душа;
5-ый час с1573 (5333) по 1656 (5416) - человечество встало на ноги;
6-ой час с 1656 (5416) по 1740 (5500) - оно стало давать имена животным;
7-ой час с 1740 (5500) по 1823 (5583) – была создана женщина;
8-ой час с 1823 (5583) по 1906 (5666) - на постель поднялись двое, и спустились четверо (родились Каин и Эвель);
9-ый час с 1906 (5666) по 1989 (5749) - человечество получило запрет вкушать от древа познания;
10-ый час с 1989 (5749) по 2073 (5833) - человечество нарушит запрет,
11 часов т.е. в 2156 году (5916) - человечество будет судимо и
12 часов - в 2240 году (6000) - будет изгнано (по другой версии, прощено)".
Как легко можно заметить, в годы крушения советской империи человечество вступило, по-видимому, в самый драматический период своей истории – вкушение от запретного плода. Впрочем, послушаем, как прокомментировал эту таблицу герой романа Андрей Безродин: "Проторенессанс и Ренессанс – это подготовительный период, период замеса и придания формы. А входит душа нового свободного человека как раз на излете Ренессанса, в век Коперника, в век великих географических открытий – то есть с 1490 по 1573 год. Человеческая независимость ведь, в самом деле, с великих географических открытий началась, тогда человек стал покидать берега родных конфессий и уплывать в Неведомое. А смотри дальше, как все точно сходится: именно в эпоху Шекспира и Сервантеса, то есть с 1573 по 1656 год, когда "рвалась связь времен", человечество "встало на ноги", стало ходить без помочей традиционных учений.
Период с 1656 по 1740 год явно совпадает с началом Нового времени, с периодом зарождения классической науки и научной систематизации: Линней и его предшественники. Так что с именами, которые даются животным – все просто в яблочко. Ну, а с 1740 по 1823 - час "создания женщины" – также удивительно точно совпадает. Ведь это время зарождения женской эмансипации, пора "классического феминизма". Восьмой час – с 1823 по 1906. В этот час Адам вошел к Еве и родил Каина и Авеля? Это тоже соответствует. Ведь это и в самом деле "медовый час" человечества, в который пожинались плоды истории, но еще не предчувствовался ужас надвигающейся катастрофы. Девятый час - 1906 по 1989 - эпоха тоталитаризма: человечество получило серьезное предупреждение... И, наконец, наступивший в 1989 году десятый час - загадочный и тревожный... человечество нарушает запрет, человек достигает всезнания".
Итак, "конец света", ожидавшийся неделю назад по случаю завершения календаря племени майя, так и не наступил. Но, как мы видим, согласно еврейской традиции, конец истории все же предвидится, причем ближайшие десятилетия обещают быть в этом отношении весьма насыщенными и драматичными.