Читайте также
Минюст Украины (его возглавляет депутат от партии регионов Александр Лавринович) 18 декабря 2012 обнародовал ответ на запрос главного редактора сайта "Киев еврейский" Элеоноры Гройсман. Из ответа Минюста следует, что употребление слов "жид", "жиды", "жидовка" является вполне допустимым и законодательством суверенной Украины не запрещается. Запрос Гройсман в Минюст был подан сразу же после конфликта, произошедшего у журналистов сайта "Киев еврейский" с представителями объединения "Свобода" (журналисты констатировали оскорбительность употребления перечисленных слов применительно к евреям).
За два десятилетия незалежности мне не раз приходилось слышать от граждан Украины, как представителей киевской или львовской интеллигенции, так и обычных обывателей, что украинцы всегда пребывали с евреями в согласии и дружбе, в то время как имперская Россия провоцировала и устраивала на территории Украины кровавые еврейские погромы. Я как-то избегал вступать в дискуссию по этому вопросу. По-видимому, пропускали мимо ушей эти по меньшей мере странные рассуждения и другие… И вот спустя более чем два десятка лет существования независимого украинского государства последовало чудовищное заявление его Минюста.
После присоединения Польши к Российской Империи в 1783 году сотням тысяч евреев, к тому времени проживавшим в Польше, были уготованы на территориях Украины, Белоруссии и российской глубинки полоса оседлости, ограничения в правах, нищенское существование, а позднее – рекрутские наборы для мальчиков с семи и тринадцати лет. С конца XVIII века и до самой Февральской революции не утихали еврейские погромы.
Октябрьские погромы 1905 года – одна из кровавых страниц в истории еврейского народа. С 18 по 29 октября 1905 года в Российской Империи произошло 690 погромов в 660 городах, местечках, деревнях и селах (в некоторых местах погромы происходили дважды). Во время октябрьских погромов 1905 года было убито 4 тысячи человек и около 10 тысяч ранено.
Мой папа родился в 1916 году в Киеве, а его предки до десятого колена жили в Чернобыле, а до того – в Волыни. Мамины же родители из Белоруссии – Слонима и Жлобина. От отца и его родни до меня дошла из поколения в поколение передававшаяся неискоренимая память о страшных беспощадных погромах, которые устраивало в еврейских местечках окрестное украинское население. Дедушка и бабушка по маме ничего подобного о живших рядом с ними и их семьями белорусах не рассказывали. И в российских регионах не так уж часто встречалось такое оголтело-ненавистническое отношение к евреям со стороны простого люда.
Отец, прошедший войну саперомот Сталинграда до окрестностей Берлина, контуженный и дважды раненый, вспоминал о беспримерной жестокости полицаев на Украине, и в первую очередь– по отношению к евреям. Известно, что полицаи принимали самоедеятельное участие в сборе и сопровождении тысяч евреев на казнь в Бабьем Яру под Киевом. Если папа слышал в свой или какой-либо другой адрес слово "жид", у него сразу инстинктивно сжимались кулаки.
И, между прочим, главным призывом погромщиков на протяжении ста слишним лет был "Бей жидов!"
Довод о том, что еще тысячу лет назад в Киеве жили люди, исповедовавшие иудаизм, и там их называли "жидове", никак не может затмить кровавых расправ над "жидом", "жидовкой" и "жидами", которые из десятилетия в десятилетие с ХVIII века чинились на территории ныне незалежной Украины.
Никогда не испытывал желаниениспровергать модный теперь украинский мифический сантимент о многовековой украинско-еврейской дружбе вопреки злому имперскому произволу. В первое время этот оригинальный сантимент был мне даже отчасти симпатичен, как нравятся сказки со счастливым концом. Но что поделаешь, "жидыхающийся" Минюст Украины заставил высказаться.