Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Россия – 1917; Израиль – 2017?

Господа! Ратуя за коренные изменения, вы пытаетесь просчитать хотя бы на несколько ходов вперед? Или зазубрили внушенные кем-то вам лозунги – и повторяете, не вдумываясь?

17.12.2012
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Израиль в шоке: заявки на участие в выборах подали аж 34 партии! Людям это кажется чрезмерным. "Это ненормально, это нездорово для Израиля" etc.

И еще громче зазвучали голоса, давно уже призывающие к увеличению электорального порога до пяти, а то и до семи процентов (вместо нынешних двух процентов, обеспечивающих 2,4 мандата в Кнессете, рассчитанном на 120 мест).

Я же убежден, что увеличение электорального порога станет катастрофой для Израиля.

О катастрофе чуть ниже, а пока подумайте вот о чем. Соседняя Турция – страна этнически более или менее однообразная. Ну, курды там, немного армян, очень религиозные турки, опять же турки - но тяготеющие к светскому образу жизни. От силы пять-шесть партий должно набраться со всеми добавками. И 10 процентный электоральный порог. Как вы думаете, сколько фракций в тамошнем парламенте? Два десятка. В Израиле – немногим больше десяти.

Даже сейчас в Израиле нередко слышишь: "Не пойду голосовать - не за кого". А каково будет настроение избирателей, когда число партий сократится до 5-8?

Адепты повышения электорального порога во всех недостатках винят мелкие партии. "Вот когда у нас, как в Америке, будут всего две крупные партии…", - с маниловскими интонациями мечтают они.

Господа! (Не пишу "и дамы", поскольку у меня есть ощущение, что как раз дамы намного умнее господ и с переворотами не спешат). Ратуя за коренные изменения, вы пытаетесь просчитать хотя бы на несколько ходов вперед? Или зазубрили внушенные кем-то вам лозунги – и повторяете, не вдумываясь?

Сторонники высоких барьеров твердят, что при нынешнем положении маленькие партии шантажируют крупные. И видят панацею в повышении электорального порога. И добьются обратного результата.

Именно при нынешнем положении, когда есть много маленьких партий, этим последним труднее выставлять свои требования. Сейчас коалиция состоит обычно из одной крупной и нескольких мелких фракций. Ни одна мелкая фракция в одиночку не может свалить правительство. Давайте виртуально создадим будущую коалицию. По всем прогнозам, формировать ее будет блок Нетаниягу. У него будет большой выбор: ШАС, партия Нафтали Бенета, Яхадут а-Тора, Еш Атид, Авода, может, новая репатриантская или какие-нибудь зеленые. Ни одна из этих партий "держать за горло" основного партнера не сможет. Коалиционные требования будут в пределах разумного. И в ходе каденции они не смогут шантажировать премьера выходом. Потребует развода одна – останутся остальные, можно будет на ее место пригласить кое-кого из оппозиции. Это гарантирует некоторую стабильность; кроме того, маневрируя с умом, крупнейшая партия сможет продвигать свою повестку дня – оглядываясь, конечно, на партнеров по коалиции.

В израильских реалиях при высоком электоральном барьере в парламенте будет 4 партии. "Двухпартийности" добиться невозможно – разве что поднять порог до 40 процентов: в Израиле есть большой арабский сектор и большой религиозный. У нас будет одна общегосударственная правая (мандатов 40-45), одна общегосударственная левая (примерно таких же размеров), потом - одна поменьше, которая объединит всех ультраортодоксов (примерно 15-17 мандатов), и одна арабская (тоже в районе 15-ти). В обозримом будущем чисто "русский" сектор заметно сократится: наши дети уже на русском не читают, а приехавшие взрослыми тянутся к традиционным партиям – в соответствии со своими взглядами.

Ни одна из двух крупных партий не сможет сформировать правительство в одиночку – нужен 61 мандат. Придется большому "брату" идти на поклон к "меньшому" (вариант: "коалиция из двух крупных партий" я не рассматриваю, это возможно и сейчас, но почему-то не выходит у них – либо коалицию сколотить не удается, либо сколачивают, и вместо национального единства получается правительство национального паралича – они просто сковывают действия друг друга).

Вот тогда маленькая партия действительно будет держать большую на коротком поводке всю каденцию: если она выйдет, правительство развалится. И придется большой партии выполнять все капризы младшего партнера, и вся страна будет в заложниках у маленькой; при одном раскладе - у ультраортодоксов, при другом - у арабов. Вам этого хочется?

Есть еще несколько доводов против повышения электорального барьера. Самый пагубный, недемократический способ помешать какой-либо группе, идее, платформе пройти в парламент – хитроумными законами оттеснить какую-либо партию. Не допустить в парламент не агитацией за своих и против чужих, а путем повышения барьера. Потом это всегда ударит бумерангом именно по таким вот хитрецам. Это прекрасно, когда у избирателя есть широкий выбор, нет обиженных, угрюмых, заранее отодвинутых от пирога. Каждый, кто полагает, что именно он знает секреты всеобщего счастья, может зарегистрировать партию и попытаться доказать всем, что именно его идею с нетерпением ждет страна.

Это особенно важно для такого "лоскутного" государства, как Израиль. Возьмем арабский сектор, о котором обычно мало говорят. В опросах арабов вообще огульно выделяют в одну строку: "арабский сектор – 11 мандатов"… Сейчас есть несколько арабских партий, из которых три упорно преодолевают электоральный барьер. И почему это мы высокомерно хотим их стричь под одну гребенку? Есть там те, кого волнуют социальные проблемы, и которые видят их решение в социализации законов страны. А есть преуспевающие бизнесмены, которых высокие социалистические налоги пугают. Есть там те, кто лелеет сепаратистские идеи, а есть те, кто стремится к интеграции. Есть там ультраортодоксальные мусульмане, и есть сторонники большей светскости и открытости. Есть арабы христиане. Есть друзы. Есть бедуины. Почему мы хотим поднять барьер так, чтобы все они были вынуждены голосовать за одну партию? Кому это на руку?

Не однолико и еврейское население. Ашкеназы, "мизрахим", "шенкинисты" и жители бедных кварталов, "уступисты" и сторонники идеи "Эрец-Исраэль шлема" ("никому ни пяди не отдадим")…

Вам американская демократия медом намазана. Давайте поговорим об этом. Двухпартийная система имеет серьезные недостатки. Достаточно перевеса в несколько тысяч голосов, чтобы вся огромная страна покатилась либо в одну сторону, либо в другую. Обама может свалить великую Америку в социалистическое болото именно потому, что избирателям на выбор предложили только две партийные программы. А будь там рядом с двумя крупными несколько маленьких партий, этого бы не произошло. Не нам нужно у США учиться, а им учиться у нас.

Один из доводов в пользу повышения электорального барьера: много фракций в коалиции – причина раздутого правительства. Число фракций здесь ни при чем. Можно сразу договориться, что максимальное число министров – 18. Я вообще полагаю, что маленькому Израилю и восьми министров хватило бы: образование-культура-спорт – один портфель, здоровье-социалка-экология-учет населения - другой, вся экономика, минфин, полиция, минобороны. И еще два портфеля свободны. Формула может быть такой: на каждые десять депутатов по 1 министру, а если у фракции менее десяти мандатов – то ей полагается портфель замминистра. Вот и получится, что самая крупная партия получит 3 портфеля (плюс премьер), вторая – 2, третья и последующие по одной – и все, всего 8 министров. Вес каждого портфеля будет значительным, повысится авторитет.

Если сторонники повышения электорального барьера победят, и Кнессет в 13 году примет новый порядок, он войдет в силу со следующих выборов, которые состоятся через четыре года, то есть – в 2017-м… Ну, вздрогнули от этой даты? Наступающий 17-й станет для Израиля таким же роковым, каким 1917-й стал для России, которая вот уже сто лет не может оправиться от своей ошибки.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке