Читайте также
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
Генеральная прокуратура Израиля предъявила обвинения в злоупотреблении доверием министру иностранных дел страны Авигдору Либерману.
В то же время юридический советник правительства Йегуда Вайнштейн принял решение закрыть более серьезное дело об отмывании капитала посредством офшорных компаний, принадлежащих Либерману, следствие по которому велось с 2001 года.
"После тщательной проверки всех материалов дела складывается впечатление, что Авигдор Либерман серьезным образом нарушил закон, имея непосредственное отношение к данным компаниям, однако в конечном итоге я пришел к выводу, что собранная доказательная база будет недостаточной для обвинения в суде", - подчеркнул Вайнштейн в итоговом документе.
В апреле 2011 года, представляя черновой вариант обвинительного заключения, Вайнштейн всерьез рассматривал возможность предъявления Либерману обвинений в мошенничестве, злоупотреблении доверием, отмывании денег, получении выгоды обманным путем при отягчающих обстоятельствах и давлении на свидетелей.
Тогда же намерения государственной прокуратуры вызвали серьезные споры не только в юридических, но и политических кругах.
Авигдор Либерман подозревался в том, что совершил все вышеперечисленные преступления, будучи депутатом кнессета и министром правительства Израиля.
Как считают многие в Израиле, на решение закрыть "большое дело" Либермана ключевое влияние оказали итоги последнего судебного разбирательства по делу бывшего премьер-министра Эхуда Ольмерта.
В сентябре этого года окружной суд Иерусалима Нажать оправдал экс-премьера сразу по двум пунктам обвинения, из-за которых Ольмерт покинул премьерское кресло.
Такое развитие событий вызвало неоднозначную реакцию в обществе и породило сомнения в способности государственной прокуратуры качественно выполнять свою работу.
"Не помнит деталей"
Ранее Йегуда Вайнштейн принял решение о проведении специальных слушаний, как это принято в Израиле в случаях с народными избранниками.
Вместо самого Либермана к юридическому советнику несколько раз приезжали адвокаты министра.
Они же получили сотни томов дела и многочисленные документы, указывающие на связь между Либерманом и пятью компаниями, записанными на имя его дочери в Израиле и на Кипре.
Переломный момент в деле наступил в феврале 2012 года. После трех продолжительных заседаний с участием обеих сторон у обвинения неожиданно возникли проблемы с главным свидетелем, гражданкой Кипра Даниэлой Мораци.Будучи бухгалтером одной из кипрских адвокатских контор, она имела непосредственное отношение к компаниям Mountain View и Mayflower, зарегистрированным на Кипре.
И хотя первоначально следователям удалось получить от нее некоторую информацию, дальнейшее ее участие в деле, в частности, дача свидетельских показаний в суде, оказалось под вопросом.
Как отметил Вайнштейн, Мораци отказалась прибыть в Израиль для дачи показаний против Авигдора Либермана. После ряда попыток израильтяне все же сумели убедить ее встретиться на Кипре.
В беседе с представителями израильской прокуратуры 7 ноября 2012 года Мораци неожиданно заявила, что не помнит многих деталей, связанных с деятельностью компаний Либермана.
"Отказ одного из главных свидетелей, которая ранее на протяжение многих лет работала напрямую с компаниями Либермана, не является результатом внезапной потери памяти", - отмечает Вайнштейн.
"В данном контексте отказ Мораци сотрудничать с израильским правосудием ставит под угрозу вероятность положительного результата в суде по делу о незаконных финансовых операциях", - полагает он.
Отстранить Либермана?
Впрочем, в ближайшее время Авигдор Либерман все же предстанет перед судом за незаконное получение информации от посла Израиля в Белоруссии Зеэва Бен-Арье, который занимал этот пост с 2004 по 2009 год.
В октябре 2008 года израильская полиция передала через Бен-Арье просьбу к правоохранительным органам Белоруссии провести расследование касательно некоторых фирм, а также банковских счетов, предположительно, имеющих отношение к Либерману.
Спустя короткое время в Минск приехал сам Либерман, на тот момент рядовой депутат кнессета, которому Бен-Арье сообщил о деликатной просьбе израильской полиции.
Спустя год после назначения министром иностранных дел Авигдор Либерман "вернул долг" Бен-Арье и, как предполагается, способствовал продвижению последнего по дипломатической службе и даже рекомендовал того в качестве посла Израиля в Латвии.
Как следует из обвинительного заключения, поданного в четверг, Авигдор Либерман знал о незаконных действиях Зеэва Бен-Арье, однако предпочел действовать в своих интересах.
Данное нарушение подпадает под уголовную статью 284 и предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком на три года.
Спустя менее часа после публикации решения прокуратуры, адвокаты Авигдора Либермана заявили, что их подзащитный не спешит подавать письмо об отставке.
Они вообще предпочитают говорить о закрытии "большого дела", нежели акцентировать внимание на втором эпизоде. Естественно, что этой же линии придерживается и сам Либерман.
Поддержка Нетаньяху
"С 1996 года, когда я впервые стал гендиректором канцелярии премьер-министра, против меня ежедневно выдвигают какие-то обвинения", - заявил Либерман на съезде молодежи партии "Наш дом Израиль".
"За все это время у меня было всего два штрафа за парковку, все остальное является преследованием со стороны государственной прокуратуры и попыткой меня очернить", - добавил он.
Свою поддержку Авигдору Либерману высказал и премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху. Его канцелярия распространила специальное заявление для прессы, в котором Нетаньяху поздравляет Либермана с закрытием одного дела и желает положительного результата в судебном заседании по второму эпизоду.
Впрочем, слова Нетаньяху, скорее, исключение из правил. Политическая система страны в буквальном смысле этого слова кипит, говоря о "деле Либермана".
Многие действующие политики, как слева, так и справа, призывают министра иностранных дел немедленно покинуть свой пост и не использовать депутатскую неприкосновенность накануне выборов.
А лидеры партий МЕРЕЦ и "Авода" (Партия труда) даже пригрозили, что уже на следующей неделе обратятся в Верховный суд страны с требованием отстранить Либермана от его должности в правительстве.
Так или иначе, окончательную точку в этом деле поставит суд. А вот сможет ли Авигдор Либерман и далее занимать пост главы внешнеполитического ведомства Израиля, решать вновь придется юридическому советнику правительства Йегуде Вайнштейну.
Ожидается, что свое решение он представит в самые ближайшие дни.