Читайте также
Проколы германских мудрецов
Недельная глава "Вайешев" ("и поселился") начинается словами: "И поселился Йаков в стране пребывания отца своего, в земле Кнаанской". (37:1). Итак, Йаков вернулся на родину, причем брат, из страха перед которым он бежал, благосклонно принял его. Казалось бы, беды кончились, казалось бы, пришла пора покоя, однако она была недолгой - началась история с продажей Йосефа в Египет.
В трактате Сангедрин (106.а) говорится, что выражение "и поселился" является предвестником несчастья: "Сказал рабби Йоханан: в каждом месте, где сказано: "И поселился" это связано с бедствиями. Как сказано: "И поселился Израиль в Шиттиме и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава" (Бемидбар 25.1); "И поселился Иаков в стране пребывания отца своего" (Берешит 37.1), и тотчас "доводил Йосеф худые слухи о них до отца их", и далее продан был Йосеф. Сказано также: "И поселился Израиль в земле Египетской, в земле Гошен", и далее "И подошло время Израилю умереть" (Брешит 47.27). "И поселились Иегуда и Исраэль спокойно, каждый под виноградной лозой своей" (1 Малахим 5.5), а далее говорится: "И поставил Господь противника против Шломо, Адада Эдомитянина из потомков царя в Эдоме" (11.14).
Это, несомненно, не только текстологическое, но и тонкое психологическое наблюдение: расслабленное состояние, утрата бдительности притягивают к себе невзгоды. Причем это особенность не только древней, и не только еврейской истории. Так, после перестройки и распада коммунистического лагеря человечество явно расслабилось, явно "вздумало поселиться". Как известно, это расслабление в такой мере вскружило голову израильским лидерам, что они заговорили о "новом на Ближнем Востоке", и в 1993 году бросились брататься с Арафатом. А годом раньше американец Фукуяма издал нашумевшую книгу "Конец истории", в которой доказывал, что отныне идеологические битвы закончились, и человечество будет озабочено исключительно одной экономикой, которую ждет неукоснительное процветание. Но, как известно, это благодушное состояние не принесло покоя, но лишь пробудило ислам.
Сама по себе идея "вечного поселения", идея "конца истории", высказанная Фукуямой, не нова. В той или иной форме она звучала и ранее: в секулярном мире ее впервые озвучил Гегель, объявивший вершиной исторического процесса ту точку, в которой в его сочинениях открылся "мировой дух". Веками скитавшийся по разным народам, этот дух, наконец, "оседает", наконец "селится" в самом разумном и дисциплинированном на свете прусском государстве, мудрые чиновники которого снимают все противоречия между гражданами и сословиями.
Гегель отмечал, что мировой дух ироничен, но все же он не отдавал себе отчета, до какой степени ироничен: там, где, как он воображал, на все века раскрылась свобода, век спустя возникнет самый зверский в истории режим, чуть было не уничтоживший человеческую цивилизацию!
Виктор Бондарев и Михаил Глобачев в "Русской троице" пишут: "Раздел мира был уже завершен. Самую лакомую долю захватила Британия: ее империя в полтора раза превосходила Российскую по территории, в два с половиной — по населению. Франции достались владения общим размером с британский доминион Канаду. А слишком поздно консолидировавшейся Германии — всего-то около трех миллионов квадратных километров, прихотливо разбросанных по трем разным частям света. Вроде бы и это совсем немало; но почти равный кусок имела крошечная Бельгия…Пруссачество чувствовало себя обделенным, смертельно обиженным — и стремилось во что бы то ни стало воспрянуть во весь рост. Последствия этой виртуальной гимнастики будут бесконечно долгими и разнообразными, но неизменно трагичными, в первую очередь для самих немцев. Здесь не только погубленный их руками золотой век человечества и следующая мировая война как плод очередного выпрямления коленных суставов нации, чей высокий дух так безжалостно унижали обступившие кругом враги. Это и появление на теле планеты черной дыры коммунизма, и последующее антиколониальное движение, превратившее в гнилой провал уже половину "бедного Юга" с Африканским континентом в центре — выражение "развивающиеся страны" звучит в наши дни злобной издевкой. Чем все это грозит обернуться в будущем, неизвестно. Но пусть утешением послужит то, что хотя бы сама Германия после всех бед наконец-таки вернулась в разум. Возможно, благодаря тому, что после повторной резекции наиболее несгибаемых частей никакой Пруссии на картах вообще больше нет — от нее один только Бранденбург и остался…"
Разумеется, Гегель также не сам придумал свой "конец истории", он воспринял общую модель из христианского катехизиса, которым в конечно счете воспользовался также и Фукуяма. Именно христианство привило воспринявшим его народам веру в "конец истории".
Неистребимаянадежда
Но, разумеется, и христиане не были первыми. Впрочем, они хотя бы честно признали, что перехватили идею "конца истории" у иудеев. Они, правда, объявили, что сами являются "сынами Израиля", что все пророчества о "конце времен" - это их пророчества, истинный смысл которых жестоковыйные евреи отказываются постигать, равно как и мирно исчезнуть.
Но придет время, когда человечество прекратит играть в испорченный телефон, обратится к первоисточнику и поинтересуется непосредственно у иудейской традиции, когда собственно следует ожидать "конца света"?
Как мы заметили, по ходу истории не стоит расслабляться, не стоит "селиться" в своем времени, воображая его исключительным и "последним". Однако через Своих пророков Всевышний громогласно объявил человечеству, что "последнее время" когда-нибудь все же действительно наступит, что у истории все же будет конец, что придет пора, когда человечество действительно "осядет", как сказано: "И Господь Цваот устроит для всех народов на горе этой пир из тучных яств, пир из чистых (отстоявшихся) вин, из яств с костным мозгом, из вин, очищенных от осадков. И уничтожит Он на горе этой покрывало, покрывающее все народы, и покров, наброшенный на все племена. Уничтожит Он смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и позор народа Своего устранит Он на всей земле, ибо (так) сказал Господь" (Йешаягу 25:6-8).
Или: "И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: "давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Йакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его". Ибо из Циона выйдет Тора и из Иерусалима – слово Господне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (2:2-4).
Вопрос, какие приблизительные сроки наступления этих событий называет еврейская традиция, я надеюсь рассмотреть в следующих статьях.