Читайте также
Нынешняя предвыборная кампания отличается особым пренебрежением к "русским" политикам. Почти нигде для них не осталось забронированных мест. Правда, это не помешало Зееву Элькину и Юлию Эдельштейну на общих основаниях занять проходные 9-е и 12-места. На 30-е место, отведенное для репатриантов, был избран выходец из Эфиопии Авраам Негоса. Напомним, что представитель эфиопских евреев занял "олимовскую" бронь и на прошлых праймериз Ликуда в 2008 году. Впрочем, учитывая, что Ликуд и НДИ идут на выборы общим списком, репатриантское место будет отодвинуто на более дальнюю позицию.
"Авода" и вовсе отказалась от ставки на "русских". На последних выборах русскоязычные избиратели не принесли партии даже одного полного мандата, а ее популярность среди репатриантов неуклонно падала. Шели Яхимович, возглавив партию, заявила, что не может пренебрегать русскоязычной общиной, но дальше слов дело не пошло. Записанный ее помощниками ролик на тему "Что значит - быть русским?" вызвал возмущение и насмешки "русской улицы". Да и сама Яхимович вскоре сообщила, что не видит разницы между олим и коренными израильтянами – и отодвинула "русскую" бронь на 20-е место, отдав ранее отведенное ей 18-е место кандидату от арабского сектора. После этого из "Аводы" организованно вышло Объединение репатриантов, созданное еще в 1972 году. По итогам праймериз 20-е место заняла Нино Абесадзе, но по поводу ее попадания в Кнессет остаются большие сомнения.
Русскоязычные активисты также покинули тонущий корабль "Кадимы". Появились слухи, что Форум русскоязычных координаторов готов войти в партию Яира Лапида "Еш Атид".
Лидер "Еврейского дома" Нафтали Беннет пообещал бороться за права репатриантов, в частности, за упрощение процедуры гиюра, но "русского" места у него в партии нет, поскольку "это оскорбительно". Беннет считает, что выходцы из бывшего СССР способны занять достойное положение благодаря своим талантам, а не квотам, и берет на себя защиту их интересов.
Как стало известно недавно, в списке Ципи Ливни репатриантов будет представлять Роберт Тивьяев. На "русской" улице его знают плохо, но про новую партию Ливни известно еще меньше.
МЕРЕЦ опубликовал подробную программу, подчеркнув, что многое в ней подсказано русскоязычными участниками социальных протестов. Здесь и строительство социального жилья, и индексация пособия на аренду квартиры, и введение закона о "потребительской корзине" и много других правильных пунктов, которые не будут выполнены, поскольку в Кнессете ближайшего созыва мало что будет зависеть от МЕРЕЦ. Поэтому партия может обещать все, что угодно. "Русского" места у этого списка не было никогда; его лидеры полагают, что избиратели голосуют за них по политическим мотивам. И в самом деле, политическая платформа МЕРЕЦ выгодно отличается от других партий четкостью и постоянством.
Чем же объясняется падение интереса к русскоязычным избирателям? Только ли тем, что они, по мнению многих обозревателей, все равно будут голосовать за правых и Либермана? Согласно опросам, блок Ликуд-НДИ пользуется поддержкой более 60% "русских" израильтян. Вряд ли эта цифра уменьшится из-за ухода Стаса Мисежникова и Анастасии Михаэли. Однако другие партии почти не проявляют желания побороться за оставшиеся 40%.
Нельзя не заметить, что в Израиле появились достаточно сильные "русские" политики, которые не нуждаются в квотах и могут сами поддержать коллег-старожилов. Зеев Элькин, Юлий Эдельштейн и другие русскоязычные кандидаты Ликуда собрали на свои предвыборные кампании солидные суммы с помощью состоятельных граждан России, Украины, США. По сообщениям СМИ, Элькин также уговорил "русское лобби" профинансировать его друга Хаима Каца. Взамен Кац обеспечил Элькину несколько тысяч голосов членов профсоюза работников Авиационной промышленности.
Изменился характер "русской улицы". Олим выучили иврит, заняли свое место в обществе и научились самостоятельно разбираться в политике. Лишь представители старшего поколения, да и то не все, слепо верят "своим" кандидатам. Что касается молодежи, то их улица – уже не "русская". И возможно, для выходцев из бывшего СССР справедливая программа, учитывающая их интересы, важнее, чем представители в Кнессете.
В теории это так. Но на практике программа остается словами на бумаге, если никто не несет за нее ответственность. "Русские" депутаты - по крайней мере, лучшие из них – всегда были тем адресом, по которому люди могли обращаться со своими проблемами и предложениями. Когда таких людей нет, то нет и веры программам.
Партийные функционеры это понимают. Но сегодня в Израиле идет перетасовка элит, в дело втянуты множество сил, факторов и интересов, поэтому истеблишменту не до "русских" мест и "русских" избирателей.