Читайте также
Расколотая на два лагеря Америка во вторник подарила второй срок президенту Бараку Обаме, предпочтя его республиканцу Митту Ромни и доверив ему восстанавливать экономику, которая вызывает наибольшую обеспокоенность в стране.
Президент одержал победу с незначительным перевесом после трудной гонки в нескольких колеблющихся штатах, где борьба развернулась не на шутку. Победа действующего президента стала кульминацией безумно дорогой, крайне напряженной и до конца неясной гонки, которая радикально отличалась от кампании 2008 года, когда Обама выступил с посланием надежды и перемен.
Демократы сохранили свое большинство в Сенате, добавив два мандата к имеющимся, согласно предварительным результатам. Возможно, будет еще один дополнительный мандат.
К 11 часам вечера Обама победил в сомневающихся штатах - Пенсильвания, Айова и Висконсин, - причем, Висконсин направил в Палату представителей США товарища Ромни по предвыборной гонке республиканца Пола Райана.
Говорить о победе в других призовых штатах, таких, как Флорида, Огайо и Виргиния, пока еще рано, но похоже, Обама одержит победу после подсчета голосов в этих бастионах Демократической партии.
Во Флориде Обама удерживает лишь небольшое преимущество, однако демократов вдохновляет то, что не подсчитанными остаются голоса избирателей из округов южной Флориды, где президент пользуется наибольшей поддержкой.
Точно так же и в Огайо, из-за которого идет самая напряженная борьба в ходе выборов, Обама ведет с минимальным преимуществом. Но там также предстоит подсчитать голоса в городских избирательных округах, где у действующего президента - наиболее прочные позиции.
Ромни вел в другом колеблющемся штате - Виргиния, хотя там демократы сохранили за собой место в Сенате, оставленное ушедшим в отставку сенатором-демократом Джимом Уэббом (Jim Webb). Бывший губернатор и сенатор Джордж Аллен (George Allen) (республиканец) незадолго до 11 часов вечера уступил в гонке другому экс-губернатору Тиму Кейну (Tim Kaine).
Согласно предварительным результатам, Обама победил в родном Иллинойсе, а также в штате Массачусетс, где Ромни работал губернатором, и который он до сих пор называет родным домом. Мэриленд и округ Колумбия поставили в колонку «за Обаму» сразу после закрытия избирательных участков.
Ромни имел перевес по всему югу, плюс в Западной Виргинии, в Индиане и Оклахоме. Это традиционно республиканские штаты во время президентской гонки.
В привлекшей огромное внимание гонке в Массачусетсе демократ Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren) одержала верх над сенатором-республиканцем Скоттом Брауном (Scott Brown). Кроме того, демократы отобрали у республиканцев одно место в Индиане, где член Палаты представителей Джо Доннели (Joe Donnelly) победил казначея штата Ричарда Мурдока (Richard Mourdock). Мурдок на майских первичных выборах республиканцев одержал верх над сенатором Ричардом Лугаром (Richard G. Lugar), шесть сроков проработавшим в Сенате, однако его скандальные заявления об абортах и изнасилованиях изменили расклад в избирательной кампании. В Миссури демократ Клэр Маккаскилл (Claire McCaskill) удержалась в своем сенатском кресле, победив республиканского претендента Тодда Экина (Todd Akin), также выступившего со спорными заявлениями о насилии и абортах.
Кроме того, бывший губернатор Мэна и независимый кандидат Ангус Кинг (Angus King) одержал победу в гонке за сенатский мандат в своем штате. Он пока не сказал, на стороне какой партии будет выступать, однако демократы потратили немало денег на противостояние республиканскому сопернику Кинга.
На кампанию было потрачено более 2 миллиардов долларов, ей было посвящено беспрецедентное количество телерекламы в эфире, и рекордное число избирателей проголосовало до дня выборов. А в день голосования можно было наблюдать живописную картину возле избирательных участков, где выстраивались длинные очереди, добровольцы размахивали плакатами, а американцы прикрепляли к своим курткам и пальто значки с надписью «Я проголосовал».
Экзит-полы совершенно естественно показали, что главный вопрос для американцев - это экономика, ведь США прошли через разрушительную рецессию. Избиратели заявили организаторам опросов, что более позитивно оценивают направление движения страны сегодня, чем четыре года назад, когда они выбрали Обаму. Но их интерес к активизации деятельности федерального правительства несколько угас.
Опросы также показали, что республиканский электорат явился на участки в более значительных количествах, чем в 2008 году.
Кроме того, экзит-полы дали обоим претендентам как основания для озабоченности, так и основания для оптимизма.
Несмотря на сохраняющуюся тревогу, больше людей считает, что состояние экономики улучшается, а не ухудшается, о чем говорят данные опросов. И больше людей обвиняют в экономических бедах Америки бывшего президента Джорджа Буша, нежели Обаму.
Больше людей верят в то, что Обама будет заботиться о среднем классе, и меньше доверяют в этом плане Ромни. Кроме того, большее количество избирателей предпочитает рецепт Обамы по сокращению дефицита, который предусматривает повышение налогов для богатых. Однако похоже, что около трети избирателей - это люди без четких партийных пристрастий. Четыре года назад Обама сумел заручиться их поддержкой, однако на сей раз предварительные итоги говорят о том, что эти люди в большинстве поддержали Ромни.
Главным призом этого дня является Огайо. Ни один республиканский кандидат не побеждал в президентской гонке, не завоевав данный штат. Экзит-полы показали, что на сей раз избиратели Огайо более благосклонно относятся к действующему президенту.
Опрос избирателей продемонстрировал, что рейтинг популярности Обамы довольно силен и составляет 55 процентов. В то же время больше людей оценили Ромни отрицательно, чем положительно.
Электорат в этом году стал немного более либеральным, более афро-американским и чуть более протестантским, чем четыре года назад, когда в Огайо победил президент.
И Обама, и Ромни во вторник обратились за содействием к не определившимся избирателям и к своей базе поддержки. Однако опросы показывают, что около 70 процентов избирателей еще до сентября решили, за кого будут голосовать.
В день выборов Обама решил остаться поближе к дому в Чикаго. Он посещал работников избирательного штаба, работал в колл-центре, убеждая по телефону людей на другом конце провода в том, что им действительно звонит президент, а также дал несколько интервью.
После жесткой предвыборной кампании, которая очень сильно отличалась от выборов 2008 года, когда Обама выступил с посланием надежды и перемен, действующий президент салютовал своему республиканскому сопернику. «Я также хочу поздравить губернатора Ромни с живой и энергичной кампанией. Я знаю, что его сторонники тоже полны активности и энтузиазма, что они тоже напряженно работают сегодня», - сказал президент.
Затем он по сложившейся традиции отправился играть в баскетбол в спортивный центр Attack Athletics, где к нему присоединились министр образования и бывший игрок команды Университета Дьюка Арне Данкан (Arne Duncan), помощник Обамы Регги Лав (Reggie Love) и его старые друзья Майкл Рамос (Michael Ramos) и Мартин Несбитт (Martin Nesbitt).
Ромни также был переполнен нервной энергией ожидания, находясь в Бостоне.
«Я не могу себе представить выборы, которые выиграны или проиграны, скажем так, несколькими сотнями голосов, а ты этот день провел, бездельничая, - заявил во вторник утром Ромни, выступая в Ричмонде на радио WRVA. - Я имею в виду, что ты обязательно спросишь себя потом: «Черт возьми, почему я не продолжал работу?» Поэтому я постараюсь сделать так, чтобы потом мог вспоминать эту кампанию не иначе как с огромным чувством удовлетворения».
Ромни и Райан посетили Ричмонд-Хайтс в Огайо, и пообедали бургерами с чили в Wendy’s, после чего отправились в Пенсильванию. В международном аэропорту Питтсбурга Ромни встретили сотни его сторонников, собравшиеся на верхнем и среднем уровне близлежащей парковки и приветствовавшие прибывшего кандидата.
Заметно тронутый Ромни, одетый в белую рубашку и брюки, вышел на яркое послеобеденное солнце и прошел по площадке к месту возле металлического забора, отделявшего его от собравшихся на парковке сторонников.
Затем один репортер спросил его об ощущениях. «Это такой момент, когда ты чувствуешь, что победишь», - ответил Ромни.
Позднее и он тоже нашел добрые слова в адрес своего соперника. «Президент провел сильную кампанию. Я считаю его хорошим человеком и желаю всего наилучшего ему и его семье, - сказал Ромни. - Он - хороший отец, отличный пример хорошего отца, но пришло время новых перемен. Пришло время лучшего завтра».
Когда до окончания выборов оставалось несколько часов, штабы претендентов начали искать в неопределившихся штатах признаки результативной поддержки.
Во Флориде стратег Республиканской партии Дэвид Джонсон (David Johnson) заявил руководителям этой партии, что огромное преимущество демократов на начальном этапе выборов в 2008 году затем сократилось до вполне приемлемого уровня. Четыре года назад во Флориде до дня выборов за демократов проголосовало на 354374 избирателя больше, чем за республиканцев. На сей раз эта разница сократилась до 161884 человек, сказал Джонсон.
Как заявили официальные лица в Кливленде, к половине третьего дня в самом важном округе Куяхога проголосовали более половины зарегистрированных избирателей. А представители Демократической партии надеялись на значительное увеличение этих цифр, чтобы Обама мог получить в Огайо столь необходимое ему преимущество.
«Когда он получит больше 60 процентов, я вздохну с облегчением, - сказал председатель Демократической партии по этому округу Стюарт Гарсон (Stuart Garson). - Но мне хотелось бы, чтобы он пересек черту в 70 процентов».
Ближе к полудню людей на некоторых избирательных участках стало меньше, в то время как в других местах комиссии сообщали о почти рекордной явке голосующих. Это свидетельствует о том, что страна услышала кандидатов, которые рассказали своим избирателям, что им предстоит сделать важнейший выбор между двумя резко отличающимися друг от друга концепциями в очень важный для страны момент.
«Все это весьма необычно. Как правило, ты все заканчиваешь за 20 минут, - сказала Пэтти Хикс (Patty Hicks), которой пришлось целый час ждать в очереди в школе не определившегося штата Нью-Гэмпшир. - Я думаю, люди понимают, насколько важны эти выборы».
Организатор опросов на выходе из этой школы Бонни Аргеропулос (Bonnie Argeropoulos) сказала, что не знает, как поступит, если очередь сохранится. «У меня скоро закончатся бланки опросов, - заявила она. - Я ничего подобного раньше не видела».
В пострадавшем от урагана «Сэнди» Нью-Джерси лишившимся крова избирателям разрешили голосовать по почте, по факсу и по электронной почте, что вызвало опасения по поводу возможных подтасовок и обмана. Как заявили представители избирательной комиссии, заявок оказалось так много, что справиться со всеми было очень трудно, и некоторые избиратели получат свои бюллетени только в пятницу.
Десятки избирательных участков в Нью-Джерси и Нью-Йорке пришлось переместить в другие места из-за нанесенного ураганом ущерба.
В Массачусетсе, где наряду с гонкой за Белый дом проходили напряженные и получившие широкую огласку выборы в Сенат, в которых состязались демократ Элизабет Уоррен и действующий сенатор-республиканец Скотт Браун, явка была очень высокой. Очереди на избирательных участках шли по школьным коридорам, выходили наружу из пожарных депо и из зданий общественных центров. Такую картину можно было наблюдать в пригородах Бостона Кембридже, Сомервилле и Брейнтри.
«Я полностью верю в ее решимость и желание работать на благо простых людей, чтобы рабочие семьи справедливо и честно получали свою долю», - заявила 41-летняя Эмили Кейтан (Emily Kathan), поддержавшая в своем Сомервилле Уоррен.
На избирательном участке в общественном центре пригорода Брейнтри люди говорили об обаянии Брауна и о своей готовности голосовать за республиканцев в этом традиционно «синем» штате. «Браун - обычный парень, он ездит на грузовике, он похож на каждого из нас, - заявил 71-летний Рон Бонильи (Ron Bonigli). - Я думаю, Уоррен слишком сильно льнет к демократам».
В округе Вашингтон, что в западной части штата Мэриленд, избиратели из числа латиноамериканцев в большом количестве вышли поддержать DREAM Act (закон о помощи, развитии и образовании меньшинств), согласно которому нелегальные иммигранты смогут платить за обучение в колледже по тарифам штата.
«Господь дает нам эту свободу и возможность внести свой вклад в перемены, - сказал 42-летний иммигрант из Сальвадора Франсиско Хавьер Меркадо (Francisco Javier Mercado), пришедший голосовать в первый раз. - Как гражданин, я сочувствую тысячам молодых людей, приехавшим сюда в поисках новых возможностей и сталкивающимся с трудностями в получении высшего образования».
Роберт Барнс, "The Washington Post", США
Статья подготовлена при участии Дэррила Фирса (Darryl Fears), Стефани Макграммен (Stephanie McCrummen), Фелиции Сонмез (Felicia Sonmez), Сьюзан Сврлуга (Susan Svrluga) и Крейга Тимберга (Craig Tim).