Читайте также
Факир был пьян, и фокус не удался. Самая яркая новейшая звезда Ликуда - Моше Кахалон - так и не достал из рукава кролика своей новой социальной партии. Ах до чего у нас щедры на социологические опросы для новичков! Кахалон не успел даже открыть рта, а его силе, не ведая ни программы, ни цели, ни задач, уже пророчили 20 мандатов. Двадцать ему, двадцать Яиру Лапиду, 27 – Шелли Яхимович, а если они все объединятся, и Ципи Ливни подтянется, - то 30 и более… Да при таких раскладах не то что Ликуду с НДИ и ШАСом, а арабским партиям и МЕРЕЦу негде сесть будет.
Самое смешное в этой истории, что, планируя создание еще одного социально-протестного движения, никто не удосужился написать об идеологической платформе Моше Кахалона. А ведь Биби на его фоне - голубь мира. Кахалон был против размежевания, крайне отрицательно отреагировал на бар-иланскую речь Биби и декларируемый лозунг «Два государства для двух народов», более того, он возмущался десятимесячным замораживанием строительства в поселениях. И вот этого человека наши недалекие политологи хотели «посадить» в один список с Яиром и Шелли. Безусловно, Моше Кахалон блистательно провел революцию сотовой связи. Но сильно сомневаюсь, что ему бы это удалось без поддержки премьера. Биби последней каденции только в этой сфере напоминает Биби-96, борца с монополиями. Но хоть что-то удалось, и был повод гордиться. Оттого-то Нетаниягу и привечал, и возвышал министра связи, и предлагал другим министрам у него учиться. Будьте все как Кахалон, говорил он.
Но вряд ли Нетаниягу хотел, чтобы у него было много кахалонов. Одного успешного достаточно, чтобы изрядно попортить нервы. Когда прозвучало заявление Кахалона о его решении выйти из списка кандидатов в депутаты, немедленно появились результаты «независимых» опросов. Их главный вывод был в том, что выход Кахалона никоим образом не отразится на рейтинге Ликуда. Уши заинтересованных лиц торчали из цилиндра этих опросов так сильно, что не поверили ни общество, ни Ликуд, ни сам Биби. Кахалон, впрочем, аккуратно сказал, что хочет лишь на время уйти из политики, но остается членом Ликуда и будет поддерживать Биби. На конференции, где было принято решение об объединенном списке с НДИ, он был председателем, то есть, почет и уважение были оказаны максимальные. Потом пошла утечка информации о переговорах с мятежным министром, и даже предложение ему поста министра финансов. Якобы и Либерман не возражал, и Биби обещал, только не уходи. И опять пошел слив информации: Кахалон молчит, но его окружение требует-де гарантий, что он получит Минфин и завершит социальные реформы, которые облегчат условия жизни слабых слоев и среднего класса. А надо сказать, что Кахалон происходит из многодетной сефардской семьи, а потому не понаслышке знает, как живет эта категория населения. Беда только в том, что сам Кахалон не желает быть сефардской звездой: ему эти штанишки коротки и носить их он считает унизительным.
И потом, должность министра финансов, которую ему прочили (а сегодня окружение Нетаниягу эти слухи категорически отвергает), для перспективного политика - место самоубийцы. Это на фоне-то грядущих сокращений и урезания пособий и дальнейшего удушения как бедноты, так и среднего класса? Эта должность хороша… для Юваля Штайница, который смирился с ролью козла отпущения и за личную преданность и верность премьеру ожидает спокойной синекуры в следующем правительстве.
Почему же все-таки Моше Кахалон заявил, что не будет создавать новую партию? Собственно, главной причиной считают, что у него нет для этого ни времени, ни средств, а партийное строительство - дело хлопотное и дорогое. Кахалон не скрывает, что он «разочаровался в Нетаниягу и в методах его правления», но при всем при том не хочет нанести Ликуду ущерб. И Кахалон объявил, что взял тайм-аут: он идет не в политику, а в Гарвард, где собирается пройти престижный трехмесячный курс менеджмента. При этом говорят, что возвращаться в политику он собирается не ранее, чем через 2-3 года. Наверное, быстро и эффективно займется бизнесом. На посту министра связи он показал себя прежде всего эффективным менеджером, драматически уменьшил счета за мобильные телефоны и тарифы интернета. Я вспоминаю, как мы платили за единицу разговора шекель, 80 агорот, а теперь - 20 агорот. На рынке сотовой связи благодаря конкуренции появились новые провайдеры и компании.
Мы были искренне уверены, что Кахалон доберется и до монополии HOT и YES. Во всяком случае, огромное спасибо и за это. Полагаю, что через 2-3 года Моше Кахалон вернется, и вернется на щите. И вот тогда, вполне возможно, он выстроит свою политику, стратегию и тактику и станет серьезной альтернативой Нетаниягу. Ему 52 года, далеко не критический для политика возраст.
А теперь, что мы получили в сухом остатке? Сенсации не произошло, но лишний раз проявилась израильская мечта о невозможном. Нам всегда предлагают либо жесткую правую платформу со звериным капитализмом, либо принципы соцдемократии в комплекте с внешнеполитической программой «Шалом Ахшав». А многим хотелось бы правоцентристскую (в какую сторону считать?) партию с человеческим лицом.