Читайте также
Лидер Ликуда Биби Нетаниягу и, глава НДИ Авигдор Либерман, давние соседи по национально-патриотическому лагерю, неожиданно объявили о полном слиянии своих партий. Новое партформирование назвали “Наш дом Ликуд”.
Совокупный лидер новой партии уже получил прозвище Биберман, а новый бренд, в котором название страны подменили названием партии, беспощадно обнажил основную суть политики последнего времени: у народа отнять – приближенным раздать. Даже основной аппарат раздачи - кабинет министров в этом правительстве в два раза превышает норму.
Интересы Израиля и его населения давно уже отодвинуты на задний план в угоду интересам правящей коалиции и ее избирателей. Социальные и общественные проблемы вытеснены из общественного сознания страшилками об иранской, палестинской и других внешних угрозах. Беспомощная лево-центристская оппозиция оппозиционирует в основном сама себе, неустанно разрушая основы, заложенные предшественниками. Первым делом Авода и Кадима избавились от русскоязычных активистов, на которых все последние годы опирались эти партии. Ультра-левый МЕРЕЦ давно уже отвернулся от русских, а на палестинцах и сексуальных меньшинствах в предвыборном забеге далеко не уедешь.
Казалось бы, собрав все силы в кулак, правые станут еще сильней. Тем не менее, обсуждая объединение двух и без того сильных лидеров и крепких партий, комментаторы дружно выясняют, кто из них больше не заинтересован в таком объединении.
Лидеры воссоединившихся половин, никогда друг друга не дополняли, как некогда Рабин с Пересом, но и не враждовали, как они же. Их объединение только разрушает привычную картину: если раньше избиратель мог применительно к собственному характеру выбрать между прямым Либерманом и лавирующим Нетаниягу, то теперь характер власти нового лидера, кто бы им ни стал, определить будет сложно.
В тесном предвыборном списке, где партийные звезды угасают в тесноте и в обиде, кооптированные нашдомовцы будут столь же желанны, как кость в горле. Ну а для предвыборной пропаганды искусственное партобразование, где “ликуд” остается только в названии, совсем уж проигрышно. По всем опросам обе партии собрали бы больше мандатов, если бы пошли на выборы отдельными списками. В худшем случае столько же. Но теперь, в силу вышеописанных причин, они рискуют отпугнуть колеблющихся. Тех, кто еще выбирает, что для них важнее: патриотические лозунги или дешевые овощи. А если у левого лагеря хватит воли и ума (что сомнительно) тоже объединиться в единый блок с общей социальной программой, патриотическим лозунгам придется нелегко.
Всех интересует и вопрос, есть ли между Нетаниягу и Либерманом договоренность о ротации на должности премьер-министра. Хотя в кресле главного дипломата любитель недипломатичных высказываний немного остепенился, израильская элита по-прежнему не готова подпустить выходца из Молдавии к штурвалу. И вот тут, видимо, надо искать секрет странного, невыгодного для обоих лидеров объединения.
Цели, которые будут поставлены перед кнессетом 19 созыва и новым правительством, могут быть достигнуты только при сильной, стабильной власти, но никак не на базе постоянно угрожающей развалиться коалиции. Нетаниягу придется противостоять надвигающемуся финансово-экономическому кризису, с которым есть шансы справиться только непопулярными, анти-социальными мерами, которые окончательно разорят мелкий и средний бизнес.
А для Либермана нерушимый союз с увертливым Нетаниягу - шанс провести реформу власти, о которой он давно мечтает. Президентской власти, где парламент и правительство будут только инструментами политики, которую проводит первое лицо. Ну как в России, например.
Думается, именно об этом и договорились Нетаниягу с Либерманом, подписывая невыгодное для обоих соглашение. Ради такой цели можно потерпеть и обидные клички, и потерю мандатов, и склоки в разношерстном партотряде. Цель окупает средства.