Дураки и умники на дорогах Израиля
Фото: mnenia.zahav.ru
Дураки и умники на дорогах Израиля

Израильтянину Шошану Шараби, владельцу небольшого магазина, грозит пожизненное тюремное заключение. В августе нынешнего года в Нетании, курортном городе на берегу Средиземного моря, на одном из перекрестков он, управляя автомобилем в состоянии сильного опьянения, сбил 56-летнюю Светлану Ягудаеву, ее 25-летнюю дочь Шошану и их 67-летнюю родственницу Александру Рубинову. Все три женщины скончались на месте. Сам же виновник аварии, бросив автомобиль на дороге, несколько дней прятался в одной из заброшенных древних каменоломен. Сбежал и сидевший рядом с водительским местом Орен Хануна, приятель Шараби.
 
Пьяный водитель за рулем в Израиле - очень серьезное преступление. Да и участнику ДТП Хануне, по скромным прикидкам, грозит как минимум семь лет строгого заключения.
 
Следствием установлено, что Шараби пытался заставить своего бывшего работника 26-летнего Юхая Гликсмана взять вину на себя. За такую попытку владелец магазина, несомненно, получит дополнительное наказание. Но в конце концов виновник аварии соизволил явиться в полицию с повинной. Там, отвечая на вопрос дознавателя, почему он сбежал и прятался, Шараби выдвинул такой аргумент: «Я понял, что задавил женщин, выходцев с Кавказа, и испугался мести их родственников».
 
Это нелепое объяснение, конечно же, никто серьезно не воспринял. Адвокат Шараби надеется вместо пожизненного срока добиться для своего подзащитного двадцати лет тюрьмы. Шараби недавно исполнилось 35 лет. Трудно сказать, поумнеет ли он за два десятка лет, которые ему по меньшей мере предстоит провести отнюдь не на воле.
 
Статистика знает не все
 
Мир соткан из противоречий. Председатель комиссии ООН по безопасности движения Роберт Новак, находясь в Тель-Авиве, в интервью популярной израильской радиостанции «Галей ЦАХАЛ» заявил, что израильские дороги - одни из самых безопасных в мире. А вот представители общественной организации «Зеленый свет» с такой оценкой не согласны и требуют от правительства усилить борьбу с дорожно-транспортными происшествиями.
 
По данным Роберта Новака, ответственного в ООН за внедрение в мире единых стандартов безопасности движения, в Израиле ежегодно на каждый миллион жителей гибнут 40 человек. «И это не очень много, - заметил представитель самой авторитетной международной организации. - Лучше ситуация складывается только в Швейцарии, Норвегии, Новой Зеландии и Дании».
 
Местный журналист Рази Баркаи, вероятно, на собственном опыте постигший неприглядную ситуацию на израильских дорогах, никак не ожидал, что его страна, согласно рейтингу ООН, входит в почетную «пятерку» государств с самой малой смертностью на дорогах. Он даже заговорил о субъективности подобных оценок. Однако в ответ Новак заявил: «Израиль относится к высокоразвитым странам, а более 90 процентов смертей на дорогах в результате ДТП приходится на государства с низким и средним уровнем доходов, которые, однако, обладают менее половиной всех автотранспортных средств мира».
 
Не согласен с Новаком и Шмуэль Абуав, глава «Зеленого света». Он приводит данные дорожной полиции, судов различных инстанций, в компетенцию которых входит разбирательство транспортных происшествий. Так вот, согласно этим данным, в Стране обетованной ежегодно фиксируется более 800 тысяч правонарушений на дорогах. Абуав обращает внимание на такой факт: только в 2011 году на дорогах погибло около 500 израильских граждан. А с 2003 по 2011 год на дорогах страны нашли свою смерть 64 велосипедиста и еще 650 получили травмы различной степени тяжести.
 
По статистике, обнародованной «Зеленым светом», в 2011 году произошло 2153 дорожно-транспортных происшествия, жертвами которых стали водители мотоциклов или мотороллеров. Это означает, что в среднем за сутки в Израиле разбивается шесть мотоциклистов. И хотя смертельным исходом большинство аварий, к счастью, не заканчиваются, немало молодых людей в результате становятся инвалидами. В докладах экспертов «Зеленого света» говорится и о том, что благодаря масштабной разъяснительной кампании в школах удалось резко снизить смертность и травматизм детей на дорогах во время летних каникул. В 2009 году, в июне, июле и августе, в ДТП попали 2003 ребенка. Для сравнения: в 2010-м - 1509, в 2011-м - 1101 ребенок.
 
Общественная организация «Зеленый свет» была создана в 1997 году усилиями только одного человека. Его имя Ави Ноар. Эту организацию он создал в память о своем сыне, погибшем 12 июня 1995 года в результате аварии на дороге. Юноша не дожил нескольких дней до своего двадцатилетия. «Зеленый свет» не получает финансовой помощи ни от государства, ни от других общественных организаций, существуя исключительно на частные пожертвования своих членов.

Рюмка превращается в стакан
 
Невероятно, но факт: в Израиле нет абсолютного запрета на потребление алкоголя за рулем. Такова традиция. В принципе, пьяных в стране практически не встретишь. Ограничений на продажу и рекламу алкогольной продукции тоже нет. Полицейские алкотестеры нацелены выявить превышение допустимой нормы алкоголя у водителей автотранспорта. Если прибор показывает нахождение 24 микрограмм алкоголя в 100 миллилитрах выдыхаемого воздуха, никто водителя задерживать не будет. Если же индикатор остановится на цифре 26 микрограмм, то штраф неминуем. При этом никакие оправдания не принимаются.
 
Однако только штрафом попавшийся на алкотесте водитель-израильтянин может и не отделаться. Если на превышение дозволенного количества алкоголя в его крови накладывается нарушение дорожных правил, то наказание обязательно ужесточится: от минимальной в таких случаях тысячи шекелей, 330 долларов, до конфискации транспортного средства и тюремного заключения.
 
«Лишний» алкоголь в крови резко усугубляет вину нарушителя правил дорожного движения. Случай с Шараби я уже приводил. И наоборот, даже в жутких авариях, в которых следствие находит вину водителя, его наказание может быть значительно смягчено, если за рулем он был совершенно трезв.
 
В декабре 2008 года в районе Эйлата при попытке обгона на опасном повороте в обрыв свалился автобус с туристами из Санкт-Петербурга. В аварии погибли 22 российских гражданина, 27 получили ранения различной степени тяжести. При проверке на алкотестере водитель автобуса Эдуард Гельфанд оказался совершенно трезв. Он полностью признал свою вину. Суд приговорил его к девяти годам заключения.
 
Другой беспрецедентный случай произошел в Израиле два года назад. Суд по транспортным вопросам приговорил ведомство дорожной полиции к выплате штрафа в размере тысячи шекелей каждому из двух водителей, задержанных, как утверждалось в полицейском протоколе, в состоянии алкогольного опьянения. Суд постановил также немедленно вернуть этим гражданам водительские права.
 
Суть дела заключалась в том, что задержанные водители - позже к ним присоединилась еще водитель-женщина - оспорили точность алкотестера «Сова» британского производства. И действительно, в ходе ряда проверок, проведенных специалистами по аналитической химии в присутствии представителей дорожной полиции, «Сова» сочла алкогольными напитками лимонад с мятой, клюквенный нектар, виноградный и апельсиновый соки, а также еще почти 50 других безалкогольных напитков. И, несмотря на недовольство ведомства дорожной полиции этими проверками, назвавшего их «шарлатанством», практически все «Совы», находившиеся на тот момент в эксплуатации, были заменены на новые.
 
Не все зависит от министра
 
Одним из самых распространенных нарушений ПДД в Израиле много лет остается игнорирование некоторыми водителями ремней безопасности и специальных кресел для детей. По данным той же организации «Зеленый свет», за период с 2003 по 2011 год именно по этой причине в дорожных авариях в Израиле погибли 44 ребенка и еще 154 получили травмы.
 
На одном из заседаний экономической комиссии Кнессета министр транспорта Исраэль Кац предложил увеличить штраф за перевозку детей в легковых автомобилях, не оборудованных специальными креслами, или с непристегнутыми ремнями безопасности с 250 шекелей до 500. Однако против этого предложения выступила председатель комиссии Кармель Шама а-Коэн, заявившая, что только увеличение штрафов не может служить панацеей при противостоянии нарушителям ПДД. Она выступила за разработку широкой воспитательной и образовательной программы, начиная с дошкольных детских учреждений. По мнению Шамы а-Коэн, нельзя исключать и привлечение незлостных нарушителей к обязательному регулированию дорожного движения совместно с нарядами дорожной полиции.
 
Разумеется, дорожная полиция нещадно штрафует и нерадивых пешеходов, переходящих улицы в неположенных местах или на красный свет. По статистике, именно на них приходится почти половина всех нарушений ПДД.
 
К серьезным нарушениям относится проезд на красный сигнал светофора и разворот в запрещенном месте. За это штрафуют соответственно на 1500 и 750 шекелей. За разворот в месте с ограниченной зоной видимости водитель заплатит 500 шекелей. Если халатность водителя привела к человеческим жертвам, то избежать тюремного заключения такому водителю будет трудно.
 
К самым частым нарушениям ПДД, по данным местной дорожной полиции, относится превышение скорости на 20 километров в час. Сотрудник дорожной полиции Израиля Сергей Майоров в беседе с корреспондентом «Эхо» заявил: «Хотя лихачей на Святой земле хватает с избытком, все-таки «умников», которые позволяют себе разгоняться до безумных скоростей, здесь немного». Но и такие на дорогах Израиля встречаются.

Невзирая на лица
 
Бывшего министра транспорта Израиля Меира Шитрита суд в Петах-Тикве приговорил к 2750 шекелям штрафа за превышение скорости. Одновременно его лишили права в течение трех месяцев водить машину. Вдобавок он получил десять, максимальное количество, штрафных баллов.
 
Меира Шитрита дорожная полиция остановила на участке загородной трассы, на которой разрешенная скорость не более 90 километров в час. Бывший же член израильского правительства позволил себе разогнаться до 150 километров в час. В принципе, в еврейском государстве существует шкала штрафов и штрафных баллов, которые в качестве наказания предусмотрены за прегрешения водителей на дороге.
 
Так, превышение скорости вне городских магистралей в диапазоне от 1 до 25 километров в час от разрешенной карается штрафом 250 шекелей и восемью штрафными баллами. За превышение скорости в диапазоне от 26 до 40 километров в час налагается штраф 750 шекелей и те же восемь штрафных баллов. Но если скорость превышена более чем на 41 километр, то водитель такого транспортного средства получает весьма серьезное наказание. Во-первых, полиция имеет право на месте лишить его водительских прав. Во-вторых, он получает 10 штрафных баллов. И в-третьих, и это самое существенное наказание, он неизбежно попадает на скамью подсудимых.
 
Решение, которое в таких случаях принимает судья, зависит от нескольких составляющих: прежде всего от той конкретной скорости, с которой вел машину водитель, а также сколько и какого характера у него были прежние нарушения.
 
Министр Меир Шитрит находился в трезвом состоянии, но несколько лет назад он нарушил правила стоянки личного транспорта. С учетом старых прегрешений решение судьи было достаточно суровым.
 
Важно заметить, что в Израиле стражи порядка, в том числе и дорожная полиция, а также суды к нарушителям правил езды на дорогах относятся со всей строгостью закона, невзирая на лица. В 2006 году Авигдор Клагсфельд, один из самых известных израильских адвокатов, к услугам которого прибегали бывший премьер Ариэль Шарон и ряд высокопоставленных военных, находясь за рулем, по халатности врезался в стоящий впереди на светофоре «Фиат-Пунто». Находившиеся в той машине недавние репатрианты из СНГ Евгения Векслер и ее сын Артур погибли. Клагсфельда суд посчитал виновным в этой трагедии на дороге, так как он перед выездом не проверил тормозную систему своего транспортного средства. Этот человек находился в трезвом состоянии, сразу же признал свою вину и, принеся семье погибших извинения, выразил готовность оказать любую материальную помощь. Тем не менее суд приговорил Авигдора Клагсфельда к 15 месяцам тюрьмы и 15 месяцам условного наказания. Его обязали уплатить 10 тысяч шекелей штрафа, и на три года он был лишен водительских прав. К суду были также привлечены владелец гаража и автослесарь, проверявший у Клагсфельда тормозную систему.
 
Понятно, что дорожная полиция не устраивает охоту на «очень важных персон». Но если эти израильтяне совершают любой степени тяжести преступления на дорогах, то с них спрашивается как с рядовых граждан. Когда несколько лет назад находившийся за рулем министр связи Моше Кахлон на одном из перекрестков не снизил скорость со 124 километров в час до разрешенных на том участке 80, он тоже попал под суд. И хотя министр, признав свою вину, заявил, что торопился на заседание кабинета, по приговору суда он выплатил крупный штраф и его на несколько месяцев лишили водительских прав. Примерно такая же участь постигла таких высокопоставленных нарушителей правил дорожного движения, как бывший министр обороны, а ныне лидер крупнейшей оппозиционной партии «Кадима» Шауль Мофаз и бывшие депутаты Кнессета Роман Бронфман и Талеб Эльсану.

counter
Comments system Cackle