Читайте также
Программисты сумели создать программные боты, которые прошли тест на интеллект от Алана ТьюрингаДва программных бота, разработанных для игры-стрелялки Unreal Tournament, уверенно и без всяких проблем прошли модифицированный тест Тьюринга. Причем они сделали это с с бóльшим успехом, чем тестировавшиеся вместе с ними люди. Это значит, что искусственный интеллект теоретически уже дошел до такого уровня, когда автоматические системы не могут «распознать» в компьютере самозванца, а принимают его за человека.
Конечно, прохождение столь специфичного варианта теста Тьюринга как игровой шутер еще не означчает, что человеку удалось создать во всех его проявлениях искусственный интеллект, сопоставимый с человеческим разумом. Но уже понятно, что ИИ приблизился к интеллекту «настоящему». Также становится очевидно, что боты могут вводить в заблуждение как минимум в некоторых областях системы для определения «человеческого» поведения.
Авторы бота UT^2 Ристо Мииккулайнен, Якоб Шрум и Игорь Карпов (все — из Университета Техаса в Остине) уже создали интеллект, способный вести умеренно-агрессивную игру на таком уровне, на каком ее вели бы люди. Как это удалось проверить?
На огромной виртуальной площадке играло большое количество реальных людей против многочисленных ботов. Все участники воспользовались возможностью играть анонимно. Более чем в 50% случаев боты были определены как люди всеми четырьмя людьми-судьями. Им казалось, будто все участники игрового процесса — реальные игроки, потеющие над клавиатурой и мышкой. В то же время обычных игроков судьи часто считали ботами. Получается, что компьютерные персонажи по крайней мере в видеоиграх научились вести себя как люди.
Все эти эксперименты происходили в рамках конкурса BotPrize, который проводится в США с 2008 года. Его участники пытаются создать программы, которые будут способны обмануть людей, выдав себя за реальных геймеров. Первый успех в этой области был зафиксирован лишь в 2010 году.
Теперь команды-разработчики «человечных» ботов получат по 4500 фунтов стерлингов премии и уже в ближайшее время займутся доработкой своих программ.
Создатель подобного бота Mirrorbot, сотрудник французского Европейского центра виртуальной реальности Михай Полчеану из Румынии, с сожалением для себя констатирует, что человеческий разум не совершнен, и в будущем машины смогут легко смогут обманывать людей в угоду своим создателям. Для этого программе нужно лишь потратить немного времени на «обучение» человеческим манерам в виртуальном пространстве. Так, в Unreal Tournament боты сначала копировали движения своих «реальных» соперников, их ужимки и методы действовать. Затем они преуспевали в своих экспериментах и навыках настолько, что люди «верили» им как «своим».
Правда, не все так плохо. Есть вещи, которые программам по-прежнему недоступны. Например, ботов в компьютерных играх все еще «смущают» стены и другие препятствия. Если, предположим, реальный игрок выходит из комнаты, он тут же знает, в каком направлении ему нужно смотреть и на какие подозрительные моменты реагировать: эти навыки люди усваивают еще в «реальной» жизни. Бот же при выходе на открытое пространство автоматически разворачивается на 90 градусов, и если там есть небольшой выступ стены, он «залипает» и долго не может понять, что ему делать дальше. Впрочем, нет никаких сомнений в том, что уже в скором времени программисты решат и эту проблему.
Стоит однако отметить, что оригинальный тест Тьюринга предполагает, что компьютерная программа должна убедить судью в том, что она является человеком во время свободной беседы. Искусственный интеллект для этого должен обладать глубинными познаниями того, как работает человеческий мозг, и по какому принципу он формирует речь. Пока пройти этот тест никому не удалось. Так что у человечества пока есть надежда.