Читайте также
До ста двадцати
В недельной главе "Вайелех" мы читаем: "И пошел Моше, и говорил слова эти всему Израилю. И сказал им: сто двадцать лет мне теперь, не могу больше выходить и входить; и Господь сказал мне: "не перейдешь ты Ярдена сего". Господь, Бог твой, Сам пойдет пред тобою; Он истребит эти народы пред тобою, и ты овладеешь ими; Йегошуа, он пойдет пред тобою, как говорил Господь". (31:1-3)
Сто двадцать лет, возраст, в котором умер Моше рабейну, признается еврейской традицией предельным возрастом, сообразным человеческой природе, во всяком случае той, которая известна нам сейчас.
Для выполнения возложенной на него миссии, обыкновенно человеку достаточно 70-80 лет ("Дни лет наших – семьдесят лет, а если сильны – восемьдесят лет" Тегил 90:10 (ср. 2 Шмуэль 19:32). Однако в некоторых случаях, как это было с Моше рабейну, в 80 все только начинается ("Моше был восьмидесяти лет, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали они говорить с Паро". Шмот 7:7). Авраама Всевышний призвал, когда тому было 75 лет. Авраам был столетним, когда у него наконец родился Ицхак, и в еще более преклонном возрасте он совершил самый невероятный подвиг своей жизни, прошел через испытание акедой.
Таким образом, можно сказать, что возраст после 80 – это некий резервный бонусный возраст, предназначенный для определенного рода сверхъестественных свершений. Ведь по самой своей природе возраст этот характеризуется утратой жизненных сил, утратой того, что на иврите зовется "йецер". В этом возрасте человек по самому естеству своему себе не принадлежит: с одной стороны, ему легче служить орудием Божиим, а с другой - он может ярче засвидетельствовать, что "не силою крепок человек" (1 Шмуэль 2:9).
Что же касается "естественного" человеческого возраста, то в нем опять же естественно усмотреть четыре независимые фазы: до 20; от 20 до 40; от 40 до 60; и от 60 до 80. Адам был создан двадцатилетним и продолжает жить двадцатилетиями. В этом отношении человеческую жизнь хочется назвать четырехступенчатой, то есть состоящей как бы из четырех жизней, четырех двадцатилетних жизненных периодов: детства, молодости, зрелости и старости.
В самом деле, прожив свои первые (сказочные) 20 лет, с 20 до 40 человек фактически проживает вторую (бурную) жизнь. С 40 до 60 – он проживает третью (степенную) жизнь, и наконец, четвертую (почтенную, итоговую) жизнь он проживает от 60 по 80.
И этот последний этап – самое подходящее время для оценки и переоценки собственной жизни. Но в то же время это и очень трудное, коварное и отвественное время. Человек в этом возрасте склонен видеть себя "пенсионером", "пенсионером" не только физического, но и духовного мира. Он склонен себя во всем извинять и уклоняться от борьбы.
Слышал кто-нибудь когда-нибудь, чтобы какой-нибудь стареющий нацистский преступник не то чтобы сдался властям, но хотя бы выразил раскаяние? Я лично ни разу. На первый взгляд это может показаться странным. Человека ждет суд небес, но суд его собственной совести почему-то не тревожится. Это может показаться удивительным, но это так. Старик привык считать себя слабым, а потому охотно себя прощает и оправдывает. Проживший 94 года Бернард Шоу писал: "Молодости, которая ничего себе не прощает, прощается все; а старости, которая все себе прощает, ничего не прощается".
Земную жизнь пройдя до середины
В трактате Моэд Катан (28 а) говорится, что человек наказывается каретом (т.е. безвременно гибнет за определенные грехи) на шестом десятке своей жизни, и рассказыватся, что рав Йосеф устроил по поводу своего шестидесятелетия праздничную трарезу. А комментирующие эту историю Тосафот рекомендуют тем, кто достиг 60-летия, не просто праздновать эту дату, но и произносить благословение "шеэхияну" ("Благословен Ты…, что дал мне дожить..").
Чем еще примечателен этот возраст? Очевидно тем, что он составляет половину предельной человеческой жизни (120 лет). Однако не только. Человеческий возраст характеризуется не только своими внутренними параметрами, но также и своей соизмеримостью с жизнью человечества, с историей. Если в масштабах биологической эволюции (даже эволюции только своего собственного вида, Homo Sapiens) жизнь отдельного человека полностью теряется, то с человеческой историей индивидуальная жизнь вполне соизмерима. Особенно это ощущалось в древности.
Так, если жизнь Адама – т.е. то почти полное тысячелетие, которое она продолжалась, - составляла 100 процентов человеческой истории, если до потопа все люди были соразмерны с историей, в худшем случае 1 к 2, то после потопа масштабы решительно сузились. Так, Моше рабейну, родившийся в 2368 году от сотворения мира и умерший в 2488, прожил всего около пяти процентов от истории (текущий год от сотворения мира – 5773). Но и это, конечно, огромный масштаб: Моше чувствовал, что вот она история, вся под руками. Тот, кто как Моше, проживает сегодня 120 лет, проживает всего 2% от человеческой истории, но и эта соразмерность в сущности поражает. Как она в самом деле тесна, как она молода, эта наша история!
Признаюсь, что в минувшем (5772) году мне исполнилось 60 лет, и именно с высоты этой внушительной даты я как-то неожиданно почувствовал эту свою соизмеримость с историей. Шутка ли, я, смертный человек, прожил один процент исторического времени! Однако этому чувству, разумеется, способствует то ускорение прогресса, которое происходило на моем веку.
Я не застал уже гусиного пера, но все же на протяжении многих лет я макал в чернильницу стальное перо, потом перешел на автоматическую ручку, потом на шариковую, а сейчас по понятной причине в основном барабаню по клавиатуре компьютера. Более того, мое детство прошло среди людей, в юности которых только стали появляться первые технические "удобства", и их время кажется мне родным и досягаемым, кажется совершенно "своим". Учась в школе, я тесно общался с теми, кто закончили гимназию еще при жизни Льва Толстого, и поэтому "историей" я начинаю ощущать только то время, о котором сам классик в следующих словах писал в своих "Двух гусарах": "В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично…"
Исторический факт, "на моем веку" во многих сферах произошло несравненно больше изменений, чем их произошло со времен бронзы до эпохи Возрождения. И это чувство, безусловно, приближает нас, людей последних поколений, к поколениям первых людей, когда соразмерность с историей была почти полной.
До и после истории
Впрочем, в эти новогодние дни уместно более подробно остановиться на вопросе продолжительности истории и ускорения темпов ее развития.
О каком "сотворении мира" говорит иудаизм, 5773 годовщину которого мы только что отметили? Что собственно такое было "сотворено" в 3761-ом году до н.э.?
Воображать, что в это время из ничего была создана видимая вселенная, мы не можем не только потому, что по расчетам физиков это случилось 14 миллиардов лет назад. Воображать этого мы не можем прежде всего потому, что этого не утверждает и сама еврейская традиция. Еврейская традиция действительно не любит обсуждать вопрос: "что имело место до сотворения мира?" Однако с тем, что до этого момента действительно что-то происходило, она вовсе не спорит.
Встречаются иудеи, которые запальчиво отрицают существование неандертальцев и динозавров. Однако в этом нет острой необходимости. Как известно, традиция подразумевает под "сотворением мира" (точнее, под днем, от которого ведет свое исчисление еврейская хронология) даже не момент сотворения Адама, а момент его изгнания из Эдемского Сада. При этом в Торе утверждается, что небесные светила были созданы в четвертый "день", а это ясно говорит о том, что речь идет не о земных сутках, а о периодах совсем иной протяженности. Таким образом, под "сотворением мира", от которого ведет свою хронологию еврейская традиция, подразумевается какая-то духовная трансформация, знаменующая собой вступление человека в историческую фазу.
Итак, 3761 год до н.э. в представлении иудаизма является не просто началом мира, а началом его истории.
Но "история" - это не просто "хроника текущих событий", а в первую очередь хронометрия. За начало истории, таким образом, естественно принять начало измерения времени, измерения числа часов, дней, месяцев и лет, то есть изобретение календаря. Для истории в равной мере необходимы как субъекты (народы и цивилизации), так и поле их взаимодействия (территории и годы). Таким образом, создание календаря представляет собой, быть может, самую показательную, самую характерную веху, которую можно принять за начало истории как таковой. День рождения мира – это день рождения первого в мире календаря.
В научном мире общепризнанно, что первым календарем был шумерский - так называемый Ниппурский лунно-солнечный календарь. Когда он был разработан?
Если вы наберете в "Google" слово "Ниппур" (или "Nippur"), а рядом с ним число "3760", то вас поразит обилие обзорных наукообразных статей, в которых на самые разные лады повторяются два положения. Согласно одной версии, Ниппурский календарь отсчитывался от 3760 года до н.э., согласно другой, в этом году он был придуман.
Откуда взялись эти данные? Поиски в интернете привели меня к выводу, что идея точного совпадения начала еврейского летосчисления с началом использования Шумерского календаря - плод бурной фантазии израильского мифотворца советского происхождения Захарии Ситчина (1920-2010), объясняющего библейские события нашествием инопланетян. В своей книге "Потерянные царства" он пишет: "Вопреки сложившемуся убеждению, отсчет в еврейском календаре ведется не от "сотворения миpa", а от появления календаря Ниппура в 3760 году до нашей эры – именно тогда, по нашему мнению, состоялся визит Ану на Землю".
Что же на сей счет известно науке?
В отличие от египетской, шумерская цивилизация была полностью забыта человечеством. В 1869 году лингвист Жюль Опперт впервые предложил называть некоторые обнаруженные в Месопотамии клинописные таблички "шумерскими", и только в 1889 годы наука признала, что такой народ и такая цивилизация действительно существовали. Миллион исписанных клинописью табличек послужили источником ценнейшей информации обо всех сторонах жизни этого древнего народа. В частности, об использовавшемся в Ниппуре календаре стало известно из комментариев к нему, самые ранние из которых относятся к ХХIV веку до н.э. Однако сведений о точной дате "запуска" этого первого в мире календаря никакие комментарии к нему не содержат.
О чем же можно говорить достоверно? Ученые установили, что шумеры пришли в Междуречье не раньше середины IV-го тысячелетия. За ту тысячу лет, которая прошла до тех пор, пока появилось первое упоминание о календаре, шумеры разработали множество патентов (письменность, колесо, металлы, деньги, система образования, парламент). Точная датировка каждого нововведения затруднительна, между тем обыкновенно такого рода процессы носят характер взрыва, то есть в течение относительно короткого периода прогресс осуществляется во всех сферах. Иными словами, по времени успехов в одной области можно судить также и о времени успехов во всем комплексе изобретений. Установлено, что первые образцы письменности и ирригационных систем относятся к 3500-3300 годам до н.э., то же касается первых образцов бронзы и изображений колеса. Это означает, что вместе с другими достижениями шумерской цивилизации календарь мог появиться через два-три столетия после "сотворения мира". А это вполне приемлемое для нашей концепции "приближение". В сущности это даже правильно, что формализованное начало теряется в глубине веков.
В самом деле, эмпирическая суббота никогда не совпадает с астрономической, а "сумерки", когда границы времени размываются, являются в еврейском мировоззрении весьма осмысленной категорией.
Еврейская традиция точно обозначила границы существования мира, границы истории, а именно с 1 тишрея 1-го года по 29 элула 6000 года (16 сентября 2240), как сказано: "Учили в доме учения (пророка) Элияху: шесть тысяч лет просуществует мир" (Авода зара 9а). Однако это не значит, что "конец света" наступит строго в указанную минуту. Как и обычная суббота может начаться раньше (и даже позже в отношении предписывающих заповедей), так и субботнее тысячелетие может наступить раньше или позже открытого пророком срока.
И как, обнаружив древний шумерский календарь, наука по большому счету подтвердила верность иудейской датировки "начала истории", так выкладки футурологов, основывающиеся на ускорении темпов развития, подтверждает еврейское учение о ее конце.
"Мы на грани великих перемен. Всё, на что, как считалось, нужны "тысячи веков", случится в ближайшие сто лет. И несмотря на весь свой оптимизм, мне было бы комфортнее, если бы от этих сверхъестественных событий нас отделяли тысяча лет, а не двадцать". Эти слова принадлежат Вернору Винджу - не просто известному фантасту, но также и профессору математики, футуристические прогнозы которого обсуждаются в комиссиях конгресса США.
К предсказаниям любого характера следует относиться со значительной долей скепсиса, а в идеях Вернора Винджа, на мой взгляд, присутствует немало совершенно вздорных элементов. Но, например, в той же книге Ури Шахара "Мессианский квадрат" приводятся вполне убедительные цифры (демонстрирующие логарифмическое нарастание темпов прогресса), в своей терминальной части неплохо коррелирующие с теми сроками, о которых учили в бейт-мидраше пророка Элияху.