Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+19+10
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Секулярный сионизм: успех или провал?

Во всем мире ультраортодоксальные евреи активны на рынке труда, и только у нас харедим отказываются работать.

02.09.2012
Источник:Курсор
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

Опубликованные недавно результаты международного исследования по вопросам религии и атеизма, проведенного американским Институтом Гэллапа, наряду с опросом общественного мнения, который осуществил Израильский институт демократии, указывают на достижения секулярного сионизма по отношению к ортодоксальному иудаизму – в исторической перспективе.

Вместе с тем, эти результаты также показывают, что светский сионизм не сумел убедить живущих на этой земле в том, что секулярные ценности национального движения являются жизненно необходимыми для существования еврейского государства.

Сионистская идеология сформировалась в Европе, в конце 19 века в качестве реакции на потерю источников дохода значительной частью еврейского населения в индустриальном обществе, которое отвергло евреев. А также в связи с крушением традиционной модели еврейской общинной жизни. Немалая часть европейских евреев, отказавшись от изоляционизма, желала принимать участие в процветающей культурной жизни Европы, но при этом - без риска быть ассимилированными.

Секулярный сионизм взял на вооружение комплекс идей, который носил не религиозный или общинный, а национальный характер. Секулярный сионизм принял концепцию современного европейского национализма, подразумевавшую наличие суверенного государства. Секулярный сионизм опирался на историческое прошлое еврейского народа в его территориальном, культурном и языковом аспектах – общая территория, общая культура, общий язык. Еврейский народ, согласно этой концепции, определялся как нация, что и явилось основой для претензий на национальное самоопределение. Сионистское движение утверждало, что евреи – это нация, единство которой не обусловлено религией. А поэтому как верующие, так и атеисты, являются интегральной частью еврейского народа. Религия, со всеми ее заповедями, вторична по отношению к национальности. Ортодоксальный иудаизм подходит к этому вопросу абсолютно противоположным образом. Согласно ортодоксальному подходу, народ Израиля определяется исключительно тем, исполняет ли он религиозные заповеди. Евреи должны изолировать себя экономически и социально для того, чтобы не быть поглощенным окружающими народами.

Согласно социологическим опросам, 54% евреев в мире определяют свою принадлежность к еврейству по религиозным критериям. В то же время 43% евреев в Израиле считают себя секулярными людьми и заявляют, что исполнение заповедей отнюдь не является для них единственным (или важным) фактором в вопросе принадлежности к еврейской нации. Это может служить достойным ответом утверждениям арабов, которые в канун провозглашения государства Израиль аргументировали свое противодействие сионизму тем, что иудаизм, еврейство – это всего лишь религия, не имеющая никакой связи с национальными чаяниями и устремлениями.

Если добавить к секулярным израильтянам 32% евреев, называющих себя "традиционалистами" ("масоратим"), соблюдающих определенные заповеди, становится ясно, что государство Израиль является единственным местом в мире, где евреи могут участвовать в секулярной культурной жизни, не ведущей к их ассимиляции.

И тем не менее: согласно полученным данным, в Израиле усиливаются тенденции, связанные с возвращением светских евреев в лоно религии и радикализацией националистических воззрений. Так, например, 70% израильских евреев верят, что еврейский народ является избранным, а 69% полагают, что Тора и заповеди являются повелением Всевышнего.

Эти данные свидетельствуют, что секулярный сионизм не сумел до сих пор сделать общепринятыми и незыблемыми национальные, социальные, моральные и экономические обоснования для создания и дальнейшего существования государства Израиль. Если добавить к этому тот факт, что во всем мире ультраортодоксальные евреи активны на рынке труда, и только у нас харедим отказываются работать, возникает впечатление, что Израиль движется в направлении, обратном по отношению к общемировой тенденции секуляризации общества. Если это так, то военное и экономическое будущее еврейского государства – в опасности, ибо государство, в котором происходит усиление религиозных воззрений и соответствующего образа жизни, не сможет поддерживать необходимый уровень боевой готовности и экономической эффективности.

Шауль Ариэли, "Гаарец"

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке