Читайте также
Когда-то упоминание "Керен иштальмут" (Фонд повышения квалификации) или пенсионной программы "Битуах менаалим" не вызывало отклика в моей душе. Продолжалось это примерно три года, в моей первой серьезной фирме. Работать я начал еще во время учебы в Технионе. Естественно, как любой студент, я был уверен - пенсия мне не грозит. Кстати, я и сейчас уверен - большая пенсия мне не грозит.
Что же произошло на 3-ем году моей работы? Ликбез для рядовых израильских работников, которые понятия не имеют, кто и как отчисляет им деньги на пенсию. Я прослушал этот ликбез – подробный рассказ о составляющих пенсии, о пенсионных кассах т.д. Признаюсь честно, ничего не понял и вытеснил вопрос пенсионных отчислений в и без того больное подсознание. В конце лекции нужно было выбрать себе пенсионную кассу, чтобы ни у кого не осталось сомнений в существовании свободы выбора. Почему-то все выбрали одно и то же. Уже тогда закралось у меня сомнение. Почему все так сложно?!
Прошлоеще несколько лет. Пошла средимоих знакомых мода – разбираться со своими пенсионными отчислениями. А окружение, знаете, как действует? Не ответишь на вопрос: "Ты в какой пенсионной кассе и почему?" – ты не человек! Вот и я стал этим вопросом заниматься. Очень хотелось остаться человеком. Накопал информацию в интернете, поговорил со своим агентом Игалем. Переспросил три раза о каждой детали - с первого раза только Стэнли Фишер разберется. Сижу напротив Игаля и думаю: "Кому это выгодно - народу мозги пудрить? Никакой заботы о гражданах!"
Игаль мне рассказал, почему на первой работе ликбез устроили. Это, как оказалось, неспроста. В 2005 году провели реформу Бахара. До этого у нас банки руководили пенсионными кассами. Но монополия не есть хорошо. От нее страдают рядовые граждане. То есть мы. И решил наш министр финансов Йоси Бахар отдать пенсионные кассы и "кранот нээманут" (доверительные фонды) в руки народа. Точнее говоря, создать свободную конкуренцию. По расчетам министра, теперь каждый израильтянин мог сам выбрать подходящую ему пенсионную кассу. Но расчетам его не суждено было воплотиться в жизнь. Почему?
Да потому что все стало еще сложнее, чем раньше. Свобода есть, а знаний нет. Ведь до сих пор банкам невыгодно было финансовое образование граждан. На экономическом факультете университета нет ни одного курса, подробно разбирающего пенсионные системы! Раньше ничего не понимал, но спал спокойно. Выбора ведь все равно не было. А теперь (после августа 2005) ничего не понимаешь - и уснуть не можешь.
2008 год. Очередной экономический кризис. Это когда наши старшие братья набрали кредитов на квартиры, а отдать не смогли. Когда заокеанскому "старшему брату" плохо, то всем плохо. Вот я и пошел к своему агенту Игалю в очередной раз на проверку. Звали его уже не Игаль, а Авишай. Но выяснились интересные факты. Оказалось, что мои отчисления на пенсию вкладываются в фонды высокого риска. И это во время кризиса! Но самое интересное, что я сам когда-то выбрал такую стратегию (хотя, хоть убей, не помню). Так я в очередной раз убедился, что никому до меня дела нет. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Никого не волнует сохранение моей пенсии, а тем более я сам. Обидно. Но ведь и меня не волнует чужая пенсия…
Несколько дней назад читаю в новостях: "Комиссия министров одобрит законопроект финансового образования". Ура! Наконец-то! Теперь каждый израильтянин сможет сам решать, кому доверить свои денежки на лекарства и филиппинку-сиделку в старости. Вы только меня поймите правильно. Это раньше люди в 40 лет умирали. А в наши дни… Конечно, в 67 лет мужчины еще могут на что-то надеяться. Но у меня подозрение, что при наших темпах повышения пенсионного возраста, я буду выходить на пенсию лет в 80.
Станет ли моя финансово-подкованная жизнь малиной? И да, и нет… Противоречивые чувства. С одной стороны, знание - сила! Я смогу выбрать себе самую лучшую пенсионную кассу. На это уйдет несколько дней, а может быть, недель. Ну и что! Зато потом я буду каждый день следить за тем, что делается с моими деньгами. И если я вдруг заподозрю что-то неладное… "Вы мне надоели! Непрофессионально работаете! Я ухожу в другую кассу!" Барабанная дробь… Кийосаки будет мной гордиться.
Но, с другой стороны, сделает ли меня это счастливым? Нет! Я не хочу сидеть и часами разбираться с этими непонятными графиками и цифрами! Я не хочу выбирать себе пенсионную кассу, переходить в другую, в третью… Я им не доверяю. Просто не доверяю! Вот и все.
Мне не нужно финансовое образование. Мне нужна уверенность, что обо мне думают и заботятся. Все заботятся! Провайдер интернета, продавец в магазине, сантехник и даже страховой агент!Вот чего мне не хватает. Атмосферы доверия в нашем обществе. Заботы друг о друге. Какая разница, в какой кассе я состою, если я уверен, что важен для этих людей. А они для меня. И мы не хотим друг на друге нажиться. Мы хотим друг другу помочь. Иначе любой закон обречен на провал.