Читайте также
Конфликт между шиитами и суннитами обострился в Ливане. Причина тому — события в Сирии, относительно которых официальный Бейрут держит «активный нейтралитет». Ливанские власти усиливают армию в горячих точках страны. Политики заявляют, что события очень похожи на начало гражданской войны.Эр-Рияд вчера вечером призвал своих граждан срочно покинуть Ливан. Вслед за Саудовской Аравией Катар и Объединенные Арабские Эмираты также обратились к своим гражданам, находящимся в Ливане, незамедлительно уехать домой. Такое же распоряжение поступило из посольства США и ряда других стран.
Этому предшествовала целая вереница неприятных событий, приведших к резкому и неконтролируемому обострению ситуации в Ливане. Во-первых, вчера правительственная авиация САР бомбила сирийский город Азаз в провинции Алеппо. Погибли четверо из 11 заложников-ливанцев, которых три месяца удерживает сирийская вооруженная оппозиция. Al-Manar, ливанское телевидение, близкое к «Хезболле», сообщило, что заложники были убиты повстанцами, тогда как сирийские мятежники утверждают, что в гибели ливанцев виновны правительственные войска, проведшие воздушный обстрел города.
В ответ родственники убитых ливанцев захватили сирийский автобус с рабочими, двигавшийся по дороге в Бейрут. А в самой столице устроили погромы в магазинах, принадлежащих сирийцам. К тому же они блокировали международный аэропорт и шоссе Бейрут — Дамаск, фактически изолировав страну от внешнего мира.
Во-вторых, ливанский шиитский клан аль-Мекдад похитил двадцать оппозиционных Асаду сирийцев, находившихся в ливанских больницах с ранениями. Затем семейство заявило, что намерено похищать всех суннитов из стран, оказывающих помощь и поддержку сирийским мятежникам. Как известно, речь идет о Катаре, Саудовской Аравии и Турции. Представитель клана сообщил, что эти действия — ответ на похищение сирийскими оппозиционерами сына главы семейства аль-Мекдад, который, по словам родни, уже полтора года находится в Сирии по делам бизнеса. Телеканал Al-Arabiya показал ролик, на котором задержанный сирийскими оппозиционерами человек, называющий себя Хассаном Салимом аль-Микдадом, говорит, что лидер движения «Хезболла» Хасан Насралла направил людей в Сирию для оказания поддержки сирийскому шиитскому режиму в борьбе против вооруженных бандитов из ССА. По его словам, вместе с ним в страну приехали еще 250 соратников, а всего в Сирии находится до 1,5 тыс. членов «Хезболлы», Они воюют в Дамаске, Алеппо и Хомсе.
Отметим, при всей достоверности картинки телеканалу Al-Arabiya можно не слишком доверять, особенно после его недавнего сообщения об убийстве в Сирии российского генерала, якобы работавшего на Асада. На деле оказалось, что этот человек жив-здоров и находится в Москве. Поэтому показания очередного задержанного повстанцами могут оказаться монтажом или же признанием, сделанным под угрозой смерти.
Глава политотдела Сирийской свободной армии Бассам Дада заявил, что Мекдад — один из помощников заместителя генерального секретаря «Хезболлы», шиитской ливанской группировки, посланный в Сирию для борьбы на стороне Асада. «Хезболла», в свою очередь, опровергла эту информацию.
Ливанские шииты дали сирийским мятежникам двое суток на освобождение Хассана. Захват суннитов в заложники продолжится до тех пор, пока его не отпустят. «Мы даем боевикам в Дамаске 48 часов на то, чтобы они освободили моего сына, — заявил глава клана Селим Мекдад. — Если этого не произойдет, будут задержаны все оппозиционеры, находящиеся на территории Ливана. Нам помогут кланы Шамас, Зуэйтар, Дандаш и Насреддин из долины Бекаа. Это не шутка, мы приведем нашу угрозу в исполнение». По последним данным, уже захвачено 33 человека, среди которых, кроме представителей Сирийской свободной армии, есть также турецкий и саудовский подданные, передают местные информационные агентства. Сирийская вооруженная оппозиция опровергает информацию, говоря, что пленники — не боевики, а беженцы.
Телевидение Ливана сообщило вчера вечером о том, что шииты готовы провести ночные рейды по Бейруту в поисках суннитов, сунниты в ответ объявили мобилизацию своих активистов. Ливанский шейх Ахмед аль-Асир, глава местных суннитских радикалов, назвал действия шиитских кланов началом гражданской войны в Ливане и пригрозил вывести на улицы своих активистов.
Ливанские власти приняли повышенные меры безопасности вокруг посольств Саудовской Аравии, Катара и Турции в столице. В воинских частях в Бейруте и Триполи объявлена тревога. В Триполи переброшены воинские подразделения и бронетехника. Президент Ливана Мишель Сулейман выступил с заявлением, в котором потребовал немедленно прекратить нарушения общественной безопасности в столице и не подвергать жизни ливанцев и граждан других стран угрозе. Глава государства распорядился открыть проезды по всем перегороженным улицам и усилить охрану иностранных посольств.
Практически безвыходная ситуация
В Ливане с мая 2012 года действуют курсы боевой подготовки сирийских мятежников, при этом занятия посещают и ливанские сунниты, поддерживающие сирийскую оппозицию. В Ливане аналогичную подготовку проводят и для шиитов — только занятия проводят инструкторы, близкие к «Хезболле».
Ливан, ближайший западный сосед Сирии, всегда находившийся под сильным влиянием Дамаска, уже давно испытывает серьезные проблемы в связи с сирийским политическим кризисом и гражданской войной. Пестрая в конфессиональном отношении страна (Ливан на 40% состоит из христиан, 60% — мусульмане, более половины из них — шииты, треть — сунниты и десятая часть — друзы) начала поляризоваться в самом начале сирийского кризиса. Дело в том, что две ведущих политических силы поддерживают разные стороны сирийского конфликта. Лидер «Хезболлы», проиранского шиитского движения, шейх Хасан Насралла — за алавитскую власть в Сирии. «Хезболла» пользуется всяческой поддержкой Ирана — моральной и материальной. И в этом ее сила.
Суннитское прозападное движение «Мустакбаль» Саада Харири, как сообщают в последнее время региональные СМИ, поддерживает суннитских боевиков и даже помогает активистам всемирной террористической организации «Аль-Каида» проникать через ливанско-сирийскую границу в Сирию. Северный Ливан в связи с этим превратился в горячую точку. На границе почти ежедневно происходят столкновения. Здесь с самого начала конфликта идет поток оружия и боевиков, подпитывающих ряды Свободной сирийской армии. Ливанские СМИ сообщают, что сирийская армия ведет периодические обстрелы приграничных сел Ливана, подозревая наличие в них боевиков, готовых проникнуть в Сирию.
В июне 2012 года в ливанском Триполи ситуация резко обострилась: суннитские радикалы начали борьбу с местной алавитской милицией. В ходе столкновений погибли около 40 человек. Локальный конфликт грозил серьезными последствиями. По требованию премьер-министра Наджиба Микати и муфтия республики шейха Рашида Каббани в город были введены войска. В начале августа — новая эскалация. В Триполи произошла перестрелка между суннитскими и шиитским кварталами города, были ранены 18 человек. Военные подавили мятеж.
Опасный нейтралитет
Власти Ливана уверяют, что соблюдают нейтралитет в сирийском конфликте. Так, при голосовании по Сирии в ЛАГ Бейрут всегда воздерживается, на нынешней неделе на конференции Организации исламского сотрудничества Ливан снова воздержался от голосования по вопросу исключения Сирии из ОИС. Министр иностранных дел Аднан Мансур разъяснил позицию своего государства, заявив: Ливан придерживается позиция «самоотстранения», будучи уверенным в том, что любое внешнее вмешательство приведет к обострению в самой Сирии. Провокации СМИ и повышение уровня насилия, носящие направленный межрелигиозный характер, несут в себе угрозу не только Сирии и ее народу, они представляют опасность для всех стран региона, указал министр.
Президент Ливана Мишель Сулейман с завидной регулярностью подчеркивает, что никакой помощи его страна не оказывает ни одной из сторон конфликта. Так, недавно он опроверг сообщения о том, что на территории Ливана созданы военные лагеря оппозиционной Сирийской свободной армии. Он сказал, что власти Ливана жестко контролируют ситуацию и готовы к ликвидации лагерей ССА, если они будут обнаружены. Ливан занимает «активную нейтральную позицию и воздерживается от вмешательства во внутрисирийский кризис», заявил Сулейман. По его словам, такая позиция обусловлена внутриливанской ситуацией: поддержка какой-либо из сирийских сторон обернется для Ливана большими потерями.
Чтобы предотвратить раскол страны, нынешним летом власти начали консультации с руководителями всех религиозных и политических группировок страны в формате национального диалога по разрядке напряженности и охране стабильности. Прошло уже несколько таких встреч. Сулейман всякий раз призывает лидеров взять на себя национальную ответственность за стабильность в стране, но давление событий в Сирии оказывается сильнее диалогов. Ливан слишком вовлечен в орбиту сирийского противостояния. Внутриконфессиональное противостояние в Сирии захлестнуло Ливан.
И эта страна станет далеко не единственной в регионе жертвой кризиса.